Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий в образовательном простр


Формирование и развитие коммуникативных универсальных действийв образовательном пространстве начальной школы

Е.Д. Медведева,

заместитель директора, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 82 г.Ульяновска

Коллектив – исключительно сложная духовная мощность…

В.А.Сухомлинский

В настоящее время российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия (составление плана работы, целеполагание, работа в группе в роли старшего или младшего и т.д.);

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (работа в проекте);

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация (учебный конфликт);

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий (работа в группе);

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий (УУД). На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл. Поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы и самостоятельности обучающихся.

Чему же должен научиться выпускник начальной школы? Прежде всего, умению вести диалог, преодолевать конфликты, толерантному общению. А все эти виды деятельности переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. И от того, как организовано общение детей, зависит результат обучения. Ещё В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «…от того, как общается учитель с учащимися на уроке и вне его, как он с ним говорит и как понимает их, во многом зависит успех обучения и воспитания…».[1] При этом успешность обучения постоянно воздействует на коммуникативную активность детей. Нельзя научить детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом и учителем, не создав потребности и мотивации у каждого ребёнка вступить в это общение.

Как же формировать коммуникативные УД? Может, лекцию ребенку прочитать или домой задать, или, может, пусть этим родители занимаются…?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования коммуникативных УД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно — формирование коммуникативных УД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. Нельзя научить ребенка общаться, не ставя его в активную позицию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других» технологий, форм, методов, адекватных требованиям. Так, меняется роль учителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и как использовать урок для развития коммуникативных учебных действий. Учитель –главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса.

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, максимально обобщенного характера.

Прежде всего, учащиеся практикуют обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д. на уроках «Литературное чтение». Эти уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник, умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД:

1) слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному тексту

(4 кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника и др.

Формирование коммуникативных действий предоставляется возможным и на учебном предмете «Русский язык». Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий показывает, что детей привлекает, в первую очередь, то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи.

Преимущества уроков «Математика» по сравнению с остальными определяются возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане. Выполнение различных проблемных заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД:

1) задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни»,

«Обоснуй свой ответ»;

2) общение учеников в паре или группе:

все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний;

к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.

При этом идёт использование трёх видов диалога:

— диалог в большой группе (учитель – ученики);

— диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

— диалог в паре (ученик – ученик).

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляют уроки «Окружающий мир». На них целесообразно практиковать выполнение различных заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы, когда они должны разносторонне проанализировать имеющуюся информацию, выработать общее мнение и донести его до слушателей. Естественно, что эмоционально положительное отношение обучающихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения в паре или группе учеников: ученики слушают конкретный вопрос, пытаются ответить на него, сравнивают свой ответ с  более общим ответом учебника.

При этом они оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное же — видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а как необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Поэтому еще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение учителем методиками организации в классе учебного сотрудничества: «учитель — ученик», «ученик — ученик».

Для развития коммуникативных способностей в начальной школе используются различные психолого-педагогические технологии, а именно:

-индивидуальные и групповые формы организации учебно-воспитательного процесса;

-коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

-взаимопроверка заданий;

-игровые технологии;

-психологические технологии.

Психологическим технологиям необходимо уделять особое внимание. Школьный психолог систематически должен проводить различные мероприятия, направленные на развитие коммуникаций у младших школьников: тренинги по разрешению конфликтных ситуаций и развитию умений устанавливать дружеские отношения у детей младшего школьного возраста, уроки комфортности, мероприятия по развитию толерантности.

Уровень сформированности коммуникативных УД можно диагностировать с применением «Комплексной диагностической программы изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения», разработанной педагогами-психологами г.Ульяновска и МБОУ ППМС Центром «Росток». В данной диагностике используются следующие методики: «Братья и сёстры» (Ж. Пиаже), «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже), «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман), «Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Социометрия» (методика Дж. Морено).

Таким образом, формирование и развитие коммуникативных навыков у младших школьников в учебной деятельности является актуальной задачей в работе учителя начальных классов. С помощью методик диагностики и развития коммуникативных УД можно не только преодолеть проблемы в общении у детей, но и добиться развития адекватной коммуникативной личности.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва, издательство «Просвещение», 2009

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя.- Москва,

издательство «Просвещение», 2009

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, издательство «Радяньска школа», 1985

Комплексной диагностической программы изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения. Составитель: творческая группа педагогов-психологов образовательных учреждений г. Ульяновска. – Ульяновск, 2011

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=284






See also:
Яндекс.Метрика