Формирование грамматических навыков на уроках русского языка


Формирование грамматических навыков на уроках русского

языка в начальной школе.

Учитель начальных классов: Косоцова В. Н.

Урок — клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. А грамоту в первом классе я считаю важным элементом всего обучения. Я думаю, вы будете согласны со мной в утверждении: «Не сумев прочесть, ты не сможешь написать и как следствие не чему не научишься»

Проблема грамотного письма учащихся – это одна из главных задач учителей начальных классов.

Еще в период обучения грамоте я ставлю перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости и слуховому восприятию ( слуховые диктанты предложений).

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

Найдем компромиссное решение.

Запишите предложение цифрами.

(Прослушав небольшие предложения, дети записывают только количество слов в этом предложении)

Пора в школу. (3)

Лето сменила осень. (3)

На полях начался сбор урожая . (5)

Итак: 2, 3, 5.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизировав тем самым память детей.

Такие диктанты я провожу в 1-м классе почти на каждом уроке. Составлять их могут сами дети. Задания способствуют развитию речевого творчества детей.

Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы я проводила еще во время обучения в колледже, будучи на педагогической практике. Проводила анализ я по двум позициям:

— количество ошибок;

— классификация ошибок по орфограммам. Это дало мне возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребенка свои).

Вот некоторые из них:

— учащиеся не знают правил;

— знают правила, но не умеют их применять;

— дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

— отсутствует положительная мотивация;

— плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

— дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

В основе грамотного письма на уроках обучения грамоте и письма в первом классе лежит аналитико–синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами. Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определённой последовательности.

Определение количества букв и звуков. Учащиеся произносят слово и выделяют звуки под счёт до пяти, при этом считают на пальцах количество звуков (метро: [ м-м-м-м-м, э-э-э-э-э, т-т-т-т-т, р-р-р-р-р, о-о-о-о-о] и дают характеристику звукам). На начальном этапе даются одно – двусложные слова, где произношение совпадает с написанием.

Обучение постановке ударения. Задания даются такие, где задание не расходится с произношением (сом, бык, розы, дыня и т. д. ). На самом первом этапе даются односложные слова (дом, вес, шар и т. д. ), затем более сложные слова.

Письмо с проговариванием. Учащиеся по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: “мо – пишу м с гласной о, пишу с, ти пишу т с и, пишу – к, мостик”. Такое письмо исключает пропуск букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание.

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, “зашумляет” информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, такая картина является дополнительным фактором стресса.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками.

Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать.

И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты, чтение больших текстов.

Подход к младшим школьникам должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам лучше справиться с домашним заданием

Упражнение «корректурная проба».

Оно принесет пользу любому ученику.

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Систематически проводя указанные виды работ, формируют у учащихся орфографическую зоркость. Орфографическая деятельность будет успешной, если она направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического опыта. Под пробуждением я понимаю возбуждение у учеников интереса к письменной речи, создание условий для осознания своего грамотного письма.

Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов

(П. С. Жидек “Методика обучения орфографии”, М. В. Львова “Правописание в начальных классах” и ряд других работ) я пришла к следующим выводам:

работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

внести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;

орфографические навыки вводить с выполнением нужных упражнений, а также поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;

развивать фонематический слух;

обучать правильному списыванию текста;

прививать интерес к осознанному чтению списываемого текста;

интегрировать уроки русского языка и литературы; развивать словарный запас детей.

Используемая литература:

В статье были использованы

1. материалы из журнала “Начальная школа”:

1992 . №9-10. с. 26, №4 с. 21; 1996. №1. с. 32; 2003. №4. с. 43. Волина В. Русский язык. М.,

2. 1992. (Серия “Учимся играя”). Полякова А. В. Русский язык. 1-2 классы, 3-4 классы.

3. Методические рекомендации для учителя. -М; Просвещение, 2003.






See also:
Яндекс.Метрика