Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную де


«Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность»

Сообщение подготовила учитель начальных классов МОУ «ООШ с.Андреевка» Смирнова М.В.

От современной школы требуется не только предоставление учащимся возможности получения знаний , но и формирование у них ключевых компетентностей: готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов ,готовность к социальному воздействию, коммуникативная компетентность. Самообразование – одно из наиболее важных умений современного человека. В начальной школе необходимо заложить фундамент для дальнейшего его развития. Одним из путей достижения этой цели может служить использование проектной деятельности в урочной и внеурочной работе.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— представление результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Этапы проекта.

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

— к кому обратиться за помощью;

— в каких источниках можно найти информацию;

— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Многие элементы проекта помогают готовить ребенка к самообразованию, особенно важен поиск и отбор необходимой информации. В своих классах систематически применяю проектную методику – в 4 классе видны результаты. Детей уже не пугает проблема – «где добыть необходимые знания?» Они знают, что поможет энциклопедия соответстующей тематики, детские научные журналы в библиотеке , интернет (с помощью взрослых). У учащихся вырабатывается уверенность: « Если я не знаю, то могу узнать».

Кроме необходимой информации ребенок узнает много интересного и полезного, что расширяет кругозор, обогащает словарный запас, пополняет багаж знаний. Например, добывая информацию в рамках проекта «Русские народные сказки в художественных произведениях В.Васнецова» учащиеся вместе с родителями в интернете просмотрели картины и других русских живописцев. В ходе работы над проектом «Сказка звездного неба» ученица 4 класса ( с помощью родителей) принесла в школу телескоп, учащие рассмотрели его, даже посмотрели через специальный фильтр на солнце, захотелось узнать – как работает телескоп, появился стимул найти еще информацию.

Замечательный проект «Красная книга моего края», думаю, многие его используют в своей работе – сколько полезной информации узнают дети, не говоря о социальной значимости этого проекта. Узнают новых животных, места обитания, чем питаются эти животные, что предпринимается для восстановления вида. Так же и о растениях. В результате собирается «Красная книга» созданная своими руками. Учащиеся второго класса пока еще учатся делать первые шаги в готовности к самообразованию в рамках проектов « Какого цвета осенние листья?», «Неделя добрых дел», «Почему птицы улетают?» .

С помощью проектов , конечно, нельзя дать систематические знания. Применение метода проектов помогает стать моим ученикам более самостоятельными, инициативными, ответственными. Работая над проектами, дети учатся ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, оформлять результат своей деятельности в виде готового продукта и презентовать его.






See also:
Яндекс.Метрика