Формирование географического образа на уроках географии в специальной коррекционной шко


1 СЛАЙД В школе VIII вида предмету географии отводится особое место. Ведь понять географический материал детям с ограниченными интеллектуальными возможностями очень сложно, а при неправильно организованном уроке, при недостаточном владении методики преподавания это вообще становится невозможным. А какой предмет, как не география расширяет преставления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире.

2 СЛАЙД Основная цель современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Одним словом, сформировать географический образ изучаемого объекта.

3 СЛАЙД Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

На уроках введения и объяснения нового материала обучающей задачей выступает формирование географического образа изучаемого государства, района, города и т. д. Данная задача носит также и воспитательную функцию: учитель воспитывает в учащихся патриотические чувства (при создании географического образа своей области, России), интернациональные чувства (при создании географического образа стран Европы и Азии, при изучении материков), экологические (охрана природных зон, бережное использование природных ресурсов: воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых и т. д.), эстетические (природы своего края, России, зарубежных стран).

4 СЛАЙД Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных технологий и методики их использования в процессе формирования географических знаний, умений и навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. На своих уроках я активно использую ИКТ, а именно мультимедийные презентации, что является неотъемлемым требованием к современному уроку и инновацией в образовательном процессе. Это нововведение позволит усовершенствовать цели образования, которые в свою очередь будут требовать изменению методов, средств и форм организации обучения.

Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

5 СЛАЙД Использование ИКТ на уроках географии позволяет решить как общедидактические требования к уроку, так и специальные:

урок оснащен техническими средствами обучения;

внедряются инновационные процессы;

организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей (сокращение фазы пониженной работоспособности и увеличение повышенной);

реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;

осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

принцип работы «от сохранного к нарушенному», выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.

6 СЛАЙД Мультимедийная презентация может использоваться на различных этапах урока: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала, при контроле знаний и умений. Но я в своей работе активно использую презентации на уроке по объяснению нового материала. Хорошо зарекомендовали себя презентации на этапе объяснения учителем или учащимся (I группы) нового материла, закрепления пройденного материала.

7 СЛАЙД А сейчас вашему вниманию представляется практическая часть моего выступления, подготовленная и проведенная в 9 классах. Тема: «Япония».

Географическое положение (указана страна на карте, название островов, столицы, близлежащие государств).

Поверхность Японии (Япония – горная страна. Горы занимают большую часть территории страны. Низменности – 1/5 часть. Часто в Японии встречаются землетрясения, здесь большое количество потухших и действующих вулканов, в результате подводных землетрясений возникают цунами).

Полезные ископаемые (Бедна, небольшие месторождения угля, железа, марганца, свинца, цинка и нефти). Вопрос учащимся: «Что вы видите на картинке? На какие группы можно поделить эти полезные ископаемые? Назовите жидкое полезное ископаемое».

Климат Японии (На климат влияет большая протяженность островов: на севере климат – умеренный, на юге – субтропический. На всей Японии климат теплый, влажный муссонный. В конце лета проходят тайфуны. Очень опасны: губят посевы, вызывают сильные наводнения.).

Природа Японии («Назовите по картинкам, какие леса вам знакомы?»)

Животный мир Японии («А теперь назовите животных, которые будут появляться на слайдах!»)

Население Японии («Как вы думаете, кто составляет основное население Японии? А так ли это – нам помогут слайды. Прочитайте, какие японцы – люди?»)

Крупные города Японии («Прочитайте появившиеся слова! Как вы думаете, какие из них является городами Японии?»)

Промышленность Японии («Давайте назовем появившиеся на слайдах отрасли промышленности. Как вы думаете, какая из них лишняя?»)

Физминутка: зарядка для глаз: Японский иероглиф («Проведите глазами по иероглифу. Прослушайте с закрытыми глазами японскую национальную музыку.»)

Сельское хозяйство Японии («Назовите по картинкам, что выращивают в Японии? Как вы думаете, все ли верно?»)

Столица Японии — город Токио («Посмотрите на интересные фотографии Токио»)

Все ли верно? («Ответьте на вопросы? Все ли верно? Назовите верные ответы.»)

С использованием электронных презентаций формирование географического образа происходит быстрее, красочнее, доступнее даже для школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Спасибо за внимание!!!






See also:
Яндекс.Метрика