Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры


Введение:

Актуальность разработки дидактических игр, и дидактического материала к УМК по предмету «Счет и конструирование», для подготовительного класса «особый ребенок», обусловлено, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно полно освещен вопрос формирования элементарных математических представлений у детей со сложной структурой дефекта, с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости. Этой же проблемой продиктована необходимость разработки новых дидактических игр и адаптация уже существующих, т.к. зачастую, уже созданные дидактические игры не подходят для обучения детей подготовительного класса «особый ребенок». Они слишком сложны и, не учитывают индивидуальные особенности развития детей.

Изучая литературу по данному вопросу, хочется отметить, что важность и значимость дидактической игры, как средства обучения и коррекции недостатков развития , отмечают все авторы. Так, А.А.Катаева и Е.А.Стребелева, обращают внимание, на то, что дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, что бы ребенок не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится», обучающая цель состоит в том, что бы научить детей различать предметы по форме (куб, шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать шар и куб, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. Дидактическая игра, как средство обучения может быть использована учителем – дефектологом и воспитателем, при усвоении любого программного материала, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

По средством дидактической игры можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с проблемами в развитии эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, своим эмоциональным настроем должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

С одной стороны, взрослый руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактической игры в обучении, является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, необходимо учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

В своей книге «И учеба, и игра: математика», Т.И.Тарабарина, отмечает, что: «Дидактическая игра, является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует психические процессы (внимание, мышление, воображение и т. д.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В дидактической игре детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди…и т.д.), и способ ее подачи (использование игровых ситуаций, сказочных героев…и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра является незаменимым средством обучения детей, в особенность со сложной структурой дефекта, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придет игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности, дидактический раздаточный материал.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой. И отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.

Разрабатывая дидактические игры по предмету «Счет и конструирование», для подготовительного класса «особый ребенок», мы учитывали уровень развития детей, индивидуальные особенности каждого ребенка и те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы по окончании подготовительного класса. Исходя из этого, все игры мы разделили на три уровня по степени сложности. Разработали дидактические игры к каждому уроку, по каждой теме. Так же нами подобран разнообразный дидактический материал по предмету «Счет и конструирование». Нами разработаны презентации по нескольким темам, а так же адаптированы для работы на уроках уже существующие презентации. Необходимо отметить, что дети с большим удовольствием работают с презентациями, что помогает им лучше усваивать учебный материал.

Хочется надеяться, что наши разработки будут способствовать лучшему усвоению системы элементарных математических представлений учащимся подготовительных классов «особый ребенок», а так же будут полезны для работы нашим коллегам.






See also:
Яндекс.Метрика