Формирование экологической культуры при изучении школьного курса географии


Формирование экологической культуры обучающихся при изучении географии.

Одной из важнейших задач современной школы является экологическое воспитание школьников, формирование экологической культуры у подрос тающего поколения. Почему? Вопрос не праздный. Растет понимание в разных слоях общества, что степень развития современного общества зависит от экологической обстановки в регионе, стране, мире.

20 век – век технического прогресса. А как же прогресс нравственный? Технически могущественный человек стал счастливее, здоровее, духовно богаче? Уверен ли он в своем завтрашнем дне? Что может помешать ему? А помешать может ему новая угроза, которая встает перед всем человечеством – угроза экологической катастрофы. К сожалению, разрыв между темпами деградации природы и нравственным просветлением людей еще очень велик. В чем же основное противоречие? Главное противоречие не между человеком и природой, а между его культурой и деятельностью. Поэтому задача формирования экологической культуры школьников становится одной из первостепенных.

География в этом плане единственный специфичный школьный предмет, имеющий широкие возможности мировоззренческого характера. На нее ложится особая ответственность за формирование экологической культуры, за социально- ответственное поведение в окружающем мире.

Экологический аспект может быть интегрирован практически в любую тему предмета в каждом классе. В начальном курсе географии «Землеведение» знакомясь с географическими оболочками Земли формируются у обучающихся определенные нормы и правила общения с объектами живой природы. Через все уроки красной нитью проходит экологическое образование и воспитание. Основным видом деятельности на этом этапе образования преобладает репродуктивный.

Экологическое воспитание, как и другие виды воспитания, может достигнуть успеха лишь только в том случае, если будет проводится планомерно и в системе. Поэтому при изучении курса География России. Природа. У обучающихся углубляются и закрепляются навыки природопользования, навыки экологической культуры. Продолжается  формирование определенной системы предметных знаний, развиваются навыки исследовательской деятельности, формирующие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.

В курсе География России. Хозяйство и районы основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды,  особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях. Для этого имеется широкий набор педагогических технологий: экскурсии, игры, диспуты, конференции, проведение практических работ, решение экологических задач, проектная и исследовательская деятельность. Все эти технологии позволяют конкретизировать изученный материал, развить навыки самостоятельного обучения. Однако ценно не само познание, а его значимость. Познание должно коснуться его чувств, души т.е. необходимо эмоциональное восприятие событий, чтобы сформировать ценностное отношение. С этой целью уместно использовать поэтические образы, отрывки из художественных произведений, которые не только открывают красоту Земли, но помогают задуматься и благотворно влияют на чувства детей.

Будь милосерден человек. У всех людей — одна планетаИ ветрам нет на ней границКак нет границ потокам светаИ перелетам диких птиц И нам беречь планету надоДля тех, кто будет после насА мы бездумно сыплем ядыИ дом свой травим не скупясьУже все тоньше слой озонаА он – щит жизни на ЗемлеУже растут, как ивы, зоны,Где смерть таится в дымной мглеТекут отравленные водыПо руслам рек и под землей,Дожди спадают с небосводаСернокислотною водойЛеса свою теряют силу.Уходит нежный запах лип,Озера, ставшие могилойВ себе хоронят стаи рыб. И.И. Ландо.

Можно использовать отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Воспитание сердца»:

«Браконьерство – это насилие над жизнью, это презрение к мудрым законам , управляющим жизнью природы; браконьерство – это худший вид паразитизма; человек хочет малой ценой. А то и вовсе задаром взять то, что платится усилием, борьбой, иной раз маленьким подвигом. Браконьерство всех видов, корыстное и бескорыстно, растлевает душу. Браконьер – охотник, как правило, становится дурным человеком во всем, ибо алчное, паразитическое, грубопотребительское отношение к природе распространяется у него и на общественную жизнь.

Беда ли в том, что, юный , начинающий охотник сшибает для пробы малиновку, пеночку или другую пичужку, скромно и доверчиво славящую весну на ветке клейковатой вербы в пуховиках, похожих на заячьи хвостики? Беда. Он убил незащищенную поэзию жизни. Погасив этот голосок, он и в себе погасил что – то важное, доброе». Какие переживания, ощущения возникли у вас после прослушивания отрывка?

Насыщение уроков географии из области литературы и искусства, привлечение жизненного опыта обучающихся обогащает их сознание эмоциональными переживаниями, смещает акцент от усвоения основ наук на развитие личности.

Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, события, которыми живет страна, мир, тогда учебный процесс становится более значимым, т. к он представляет для ученика непосредственно жизненно важный интерес. Поэтому экологическое воспитание необходимо проводить также с привлечением краеведческого материала. Проблемы малой родины необходимо рассматривать во взаимосвязи с большой.

Ничто так не воспитывает личность и не развивает мышление, как реальные практические дела.

Большую помощь по формированию экологической культуры играет внеклассная и внеурочная деятельность по предмету. Обучающиеся принимают участие в конференции старшеклассников «Шаг в будущее», проводят праздники, посвященные Дню Земли, проводят трудовые десанты по очистке территории школы и села,являются членами общественного объединения обучающихся ЭКО.






See also:
Яндекс.Метрика