Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ.

Подготовила:

Ажигатова Ш.У. учитель географии МБОУ «Забузанская СОШ им.Турченко Э.П.» Красноярский район

Аннотация

В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся средствами географии в ходе внеурочной деятельности и системы урочной работы средствами современных педагогических технологий и результаты работы экологического кружка.

Переход на Стандарты второго поколения четко ставит перед современным учителем задачу воспитания компетентных молодых людей, умеющих легко адаптироваться в стремительно меняющемся мире.

Одной из важнейших, на наш взгляд, ключевых компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса является экологическая компетенция, подразумевающая совокупность знаниевого компонента в данной области, умений видеть и решать экологические проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать экологонаправленную деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы сохранения экологического равновесия; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Результаты изучения уровня экологической грамотности школьников в 2012 году, показали, что, во-первых, в среднем звене преобладает число школьников с низким и средним уровнем экологической грамотности, во-вторых, уровень деятельностной активности обучающихся 6-7 классов выше, чем аналогичный уровень учеников 8-9 классов, что, на наш взгляд, обусловлено возрастными психологическими особенностями детей подросткового возраста.

Из результатов выполнения заданий стало ясно, что недостаточно сформированы экологические умения и навыки: ученики затрудняются при ответах на вопросы природоохранного содержания, не умеют найти взаимосвязь между техническим прогрессом и экологической обстановкой в регионе, личностная позиция проявляется слабо.

В чем проблема низких показателей экокультуры учащихся?

Конечно, главная причина это отмена преподавания экологии в школе.

Как выйти из затруднившейся ситуации? Ответ один -экологизация предметов.

Нам видится решение данной проблемы в создании комплекта методических рекомендаций, направленных на формирование экологической компетенции обучающихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через урочную и внеурочную деятельность.

В ходе работы мы планировали сформировать у обучающихся ряд навыков:

устойчивый интерес к личностно — и социально-значимой экологической деятельности;

осознанность, прочность усвоения экологических знаний и способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды;

практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды;

проявление экологических ценностей для личности.

Формирование экологической компетенции обеспечивается за счет таких базовых технологий как технология проблемного и проектного обучения, информационно-компьютерной технологии, исследовательский метод и метод эмоционального воздействия.

Проблемный метод позволяет не только отойти от декларативного подхода к изучению географии, но и развить среди учеников дискуссию, дать возможность им свободно выражать и отстаивать в полемике свою точку зрения, в том числе по вопросам экологии. Примером постановки проблемного вопроса может служить вопрос: «Нуждается ли богатейшая Россия в охране биологических ресурсов? От кого их нужно охранять?», поставленный перед изучением темы «Биологические ресурсы России и их охрана», или вопрос «Можно ли пить воду из родника, расположенного на территории Рабочего поселка?», сформулированный перед проведением экологической тропы.

Экологические исследования предпочитаю проводить в рамках занятий экологического кружка . Так же я предлагаю обучающимся проведение исследования на основе данных, собранных в ходе экскурсий, экологических троп, походов.

Информационная компетенция, подразумевающая, в том числе, свободный поиск информации с помощью Интернет-ресурсов, владение навыками работы с текстовым редактором Microsoft Office Word и т.д., бок о бок идет с экологической компетенцией. Поэтому в рамках занятий экологического кружка «Юные друзья природы» отводится время для создания компьютерного текста, графиков и диаграмм, создания презентаций

Компьютер в урочной деятельности используем на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, слайд-шоу, иллюстрирующие изучаемый материал, фотографии изучаемых природных зон, экологических проблем изучаемых территорий; при закреплении; повторении (мультимедийные тренировочные задания по географии); контроле знаний, умений и навыков (электронные тесты, разработанные в программах Microsoft Office).

С целью формирования экологической компетенции используется целый ряд методов и форм занятий, ведущими из которых являются экскурсия , «Зеленый патруль», походы, творческие задания, городские, Всероссийские экологические акции , конкурсы ,фестивали и конференции.

Результаты за этот текущий год экокружка «Юные друзья природы»:

-участие в городском конкурсе «Отечество-2012»,в областном конкурсе исследовательских проектов «Астрахань-500»(2 место в номинации-экология),в открытом областном научно-практическом конференции учащихся (4 место в номинации «медицина»),участие в международном интерактивном конкурсе «Колосок-весенний»( 2призовых места,5 учащихся отмечены в номинации «Эколог»-Серебряным Колоском)

-участие в акции «Чистые берега», «Покормите птиц зимой!»

— Эковоспитание: выступление на родительских собраниях, конкурсы, фестивали среди школьников

-выпуск буклетов, памятков,листовок

-сотрудничество с местным органом власти

.






See also:
Яндекс.Метрика