Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятель


Формирование экологического сознания

младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Благополучие человека зависит от правильного и дружного сосуществования человека с природой. К норме поведения людей относится и бережное отношение к природе. Необходимо заставить ребёнка задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля цвела и становилась краше и богаче, внушить ему с детских лет, что любить природу – значит творить добро.

Экологическое воспитание — это не только природоохранные мероприятия. Дети должны знать природу, её законы, любить свою Родину.

В развитии ответственного отношения к природе, формировании нравственной мотивации ребёнка важное значение имеет весь процесс обучения. Любой школьный предмет вносит свою лепту в формирование экологической культуры школьников. 2013 год – Год охраны окружающей среды, поэтому многие задания на уроках и во внеурочной деятельности посвящены именно этому направлению.

Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата — формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижение единого результата в воспитании экологической культуры детей. Межпредметные связи создают условия для достижения единого воспитательного результата формирования таких свойств личности, как готовность и способность действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды.

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

На доступном для обучающихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути их разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса у младших школьников формируются такие понятия, как: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа. При изучении темы «Будем беречь здоровье» формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения обучающихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.

Уроки русского языка включают в себя большие возможности для работы с краеведческим материалом, к каждой теме учебного материала подобраны задания экологической направленности. Эта система представлена тремя видами упражнений:

1) Упражнения из учебника (содержание которых отражают тему экологии);

2) Дополнительный материал (включает в себя занимательный материал (загадки, кроссворды, скороговорки, шутки), дифференцированные задания разной степени трудности; задания развивающего и творческого характера);

3) Экологические диктанты по темам. Их можно использовать для заданий с комментированным письмом под диктовку, как обучающие, проверочные и контрольные диктанты на уроках русского языка.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка. Например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц). Можно предложить обучающимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у обучающихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники. Но особое внимание на уроках чтения уделяется работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное, художественное познание мира. Важное место в формировании у детей эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений русских поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояния природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроений» природы; эмоционально отзываться на красоту, формировать своё видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. В учебниках содержатся рассказы и о мерах охраны природы (В.Бианки «Птичья столовая», «Под ледяной крышей», К. Г. Паустовского “Скрипучие половицы”, Чарушин Е.И. “Кабаны” и т.д.).

На уроках изобразительного искусства ознакомление с объектами и явлениями природы осуществляется при изучении детьми произведений художников-пейзажистов (И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов, Ф. Васильев и др.) и во время рисования. При выполнении декоративных работ на основе переработки, стилизации форм растительного и животного мира (листья, цветы, животные, грибы и т.п.) обучающиеся начинают понимать, что родная природа служит основой творчества народных мастеров в оформлении посуды, одежды, мебели, осознают ее эстетическую ценность, значимость в жизни человека. Программа изобразительного искусства предусматривает преемственность с другими учебными предметами начальной школы, особенно с чтением и окружающим миром.

Содержание уроков трудового обучения способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов в жизни человека (древесина, песок, глина и др.). На этих уроках развиваются представления младших школьников о разнообразной трудовой деятельности, о ее роли в жизни человека и общества. Первые представления о труде способствуют профессиональной ориентации обучающихся — это одна из важнейших задач уроков труда в начальной школе. Уроки трудового обучения являются важным средством развития действенного отношения к окружающей природной среде, формирования умений и навыков рационального обращения с предметами и объектами природы. Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования обучающихся. В содержании предметов гуманитарного цикла раскрываются экологические понятия, знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников. В школе работают кружки внеурочной деятельности: «Земля – наш общий дом», «Юный эколог». Ребята вспоминают и изучают жителей нашей Земли и своего края, делают рисунки, готовят проекты. Для участия в природоохранных акциях обучающиеся изготавливают скворечники, а зимой вывешивают кормушки.

Таким образом, вся работа по экологическому образованию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома — планеты Земля.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: состояние экологического образования в современной школе призвано обеспечить формирование всех сторон ответственного отношения младших школьников к природе. Учебные предметы и внеурочная деятельность помогают изучению природы как единого целого, установлению связей и взаимосвязей между отдельными ее элементами и явлениями. Экологизация учебного процесса способствует решению образовательно-воспитательных задач и формированию экологического сознания младших школьников.

Литература:

1.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

2.Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания/ Начальная школа. – М.,1994, 2. – С. 32 — 33.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа № 4, 1997, с.36-39

5. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2012.

6.Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. -2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2000, с.351-376

7. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. начальной шк. – М: Дрофа, 2012.

8. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4, 2000, с.15/ гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002

9. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10

10. Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в I и II классах четырехлетней начальной школы. / Начальная школа. – М.,1993, 9. – С. 20-24

11.Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005 год






See also:
Яндекс.Метрика