Формирование экологических знаний у младших школьников


Формирование экологических знаний у младших школьников.

Копылова Оксана Васильевна

МБОУ «СОШ №29»

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» — нельзя. Нужен другой подход. Поэтому очень важное значение приобретает работа по формированию у школьников начальной школы экологических знаний.

Целью моей работы является:

становление человека гармоничного через радость развития, познания, творчества, совершенствования для постижения все более высоких уровней красоты, гармонии, любви;

формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех направлениях:

— ответственность за сохранение естественного природного окружения;

— ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

—  развитие личности, как экологически оптимальный путь сохранения духовного и физического здоровья общества.

Основная задача экологического развития, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды.

Успех экологического развития и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Первое важнейшее условие – экологических знаний учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие – активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за комнатными растениями класса.

В своей работе  я использую различные технологии экологических знаний:

Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

Проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование  метода проектов);

Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад и др.);

Игровые (эко – случай, подвижные игры, ролевые игры, игры -драматизации и др.);

Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.).

Эта систематическая целенаправленная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, способствует правильному представлению детей о природе, обществе и человека в них. В результате у моих воспитанников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы. Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению к природе, но и друг к другу. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитываются высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.






See also:
Яндекс.Метрика