Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную дея


Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность

В наш век стремительного и бурного развития научно-технического прогресса особенно актуальна роль экологического образования как основы нравственной опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. Вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. Само существование человека и общества перед угрозой экологической катастрофы предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры, которая складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Владение экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы

Одна из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры

Экологическое образование играет важную роль в развитии, воспитании и социальной адаптации младших школьников с ДЦП. Дети с церебральным параличом, обучающиеся на дому – это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности. Задержка психического развития у детей с ДЦП во многом связана с особенностями их жизни. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники. Это также задерживает развитие манипулятивной и игровой деятельностей, являющихся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций. В этом случае психические и интеллектуальные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту.

Личностные особенности  детей и подростков этой категории часто характеризуются низкой мотивацией личных достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой. Для детей с ДЦП характерны расстройства эмоционально — волевой сферы. Эмоционально — волевые нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, двигательной расторможенности. Для этих детей характерна быстрая смена настроения. Склонность к колебаниям настроения сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Более многочисленная группа детей отмечается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании.

Экологическое образование невозможно без экологического воспитания: ведь знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

Целью экологического образования и воспитания детей с отклонениями в развитии является формирование у ни х нравственно-ценностных отношений к природе и людям, которые позволят им преодолеть целый ряд негативных явлений в их жизни, гармонизировать отношения с другими людьми, с природой и с самим собой как частью природы

Процесс экологического образования и воспитания детей с ДЦП, обучающихся на дому, сложный , так как требует особых подходов и приемов работы. Важно создать такие условия, при которых дети данной категории учились проявлять интерес к природе, сопереживать, беречь ее и заботиться о ней. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности. Именно интерес формирует отношение человека к окружающему миру. Особое значение для развития личности младшего школьника с ДЦП имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Реализация задач экологического образования и воспитания школьников с ДЦП определенно требует пересмотра форм и методов обучения. Дети с нарушением развития нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи с использованием широкого спектра приемов и методов педагогического и коррекционно-воспитательного воздействия.

Одним из эффективных приемов коррекционной работы является организация коллективной познавательной и творческой деятельности учащихся. В процессе этой деятельности происходит вовлечение всех детей в постоянную творческую работу, что благоприятно влияет на формирование и развитие эмоционально — волевой сферы ребенка и его личностных, коммуникативных качеств, развивает его творческую активность. А это в свою очередь помогает укрепить веру в свои способности и возможно, что в дальнейшем поможет ребенку с отклонениями в развитии почувствовать себя успешным и позволит стать активным членом общества.

В коррекционных школах для реализации задач экологического образования и воспитания школьников с ДЦП наряду с традиционными методами активно применяются инновационные технологии, что значительно расширяет возможности в формировании экологической культуры учащихся.

Метод проектов — один из способов организации коллективной познавательной и творческой деятельности. Во-первых, – это деятельный подход в обучении и воспитании детей, когда все учащиеся привлечены к работе, а работа распределяется между ними по уровням сложности и по интересам. Во – вторых – это средство решения коррекционных целей. В процессе проектной деятельности осуществляется коррекционная работа по следующим направлениям:

— стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей, мелкой моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной речи;

— формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;

— профилактика и коррекция тормозимых черт характера, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;

— профилактика и коррекция коммуникативных нарушений, возникающих из — за речевых нарушений, а также вследствие социальных ограничений;

— развитие всех видов восприятия, временных представлений.

Специфика исследовательской работы в коррекционной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя в работе с каждым из учеников. Главное для учителя – заинтересовать и увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Очень важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Поскольку дети с ДЦП ограничены в своих возможностях, особенно в начале освоения проектной деятельностью, помощь в сборе информации и организации всего процесса ложится на плечи учителя и родителей. В результате совместной работы и благодаря обмену опытом между детьми во время работы над проектом происходит слияние их интересов, расширяются границы общения детей, появляется больше возможностей для развития коммуникативных навыков. Дети с помощью учителей и родителей в ходе совместной работы решают и учебные задачи, и задачи социализации

Организация проектной деятельности детей с ДЦП опирается на общие положения работы над проектом, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения. Они предполагают следующий порядок действий:

Определение темы (учитель выбирает общую тему или организует ее выбор).

Выбор подтем (областей знаний).

Сбор информации.

Выбор проектов

Работа над проектами.

Презентация проектов.

В проектной деятельности детей, обучающихся на дому, используются как краткосрочный групповой вид проекта ( в рамках участия в дистанционном сетевом конкурсе, когда реализация проекта на заданную тему осуществляется группой учеников под руководством учителя) и долгосрочный индивидуальный (в течение нескольких месяцев на выбранную тему под руководством учителя, родителей).

Дистанционные сетевые конкурсы очень значимы для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. На каждом этапе участники получают задания и под руководством учителя должны их выполнить в указанные сроки, творчески оформить и представить экспертам в электронном виде. В 2012- 2013 учебном году учащиеся надомного обучения 4- 6 классов принимали участие в сетевых конкурсах экологической направленности – «Здоровье планеты в наших руках», « Я – исследователь». Главный результат участия в конкурсах не просто выполнение детьми творческих заданий , а приобретение опыта коллективной работы. Совместно выполняя задания конкурса, ребята учатся работать индивидуально и в группах, согласовывать свои действия с действиями других участников. Участие в дистанционных конкурсах способствует раскрытию интересов и способностей детей , имеющих ограничения в здоровья, и развитию их творческой активности.

Темы долгосрочных индивидуального проектов ( « Вода и ее свойства», « Способы очистки воды в домашних условиях») выбирались в рамках учебной программы и с учетом интересов детей с целью обобщить полученный ими опыт и наполнить его теоретическими знаниями, научиться делиться информацией. В течение первой четверти дети совместно с родителями по заранее составленному плану собирали информацию и осуществляли практическую исследовательскую часть. Участвуя в работе над индивидуальным проектом, дети с помощью учителя и родителей в процессе работы решали и учебные задачи, и задачи социализации. Ребята получали первые навыки пользователя Интернета, познакомились с ним как с источником получения информации, учились творчески оформлять работу. Включаясь с ребенком в процесс обучения по методу проектной деятельности, родитель помогает наладить представление о связях между учебным процессом и реальной жизнью. В ходе совместной работы устанавливаются партнерские отношения детей и взрослых. Видя заинтересованность родителей в своем труде, дети получают положительную мотивацию, у них возрастает чувство собственной значимости.

Для более успешной организации проектной деятельности учащихся , обучающихся на дому. необходимо создавать определенные условия, повышающие эффективность и результативность такой деятельности. К ним относится активное использование вспомогательных технологий. Вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать описанные выше функциональные ограничения детей с ДЦП.

В некоторых случаях использование простых технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в проектной деятельности наравне со сверстниками К ним относятся фотокамеры с видоизмененным спуском, видоизмененная рукоятка ко многим предметам и др.

С самого начала персональный компьютер был признан эффективным средством обучения людей с двигательными нарушениями, предоставляя пользователям, помимо прочего, возможность пользоваться письмом и общаться с окружающими. Основные проблемы, возникающие перед учащимися с двигательными нарушениями, связаны с использованием клавиатуры и мыши для осуществления процесса набора текста. Для ввода информации (посредством клавиатуры) для учащихся с двигательными нарушениями служат следующие устройства: пластмассовые или металлические накладки, размещаемые поверх стандартной клавиатуры, облегающие доступ к кнопкам; программное обеспечение, позволяющее настроить функции клавиатуры; сенсорная панель; джойстик (движение рычага в различных направлениях позволяет управлять курсором на экране); и др.

Опыт работы с учащимися, имеющих отклонения в развитии, убеждает, что организация эколого-ориентированной проектной деятельности способствует формированию экологических представлений экологической культуры. Если данные методы обучения воспитания будут использоваться с учетом психологических и физических особенностей учащихся и с учетом специально организованной педагогической и психологической помощи, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Список использованной литературы

Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом – Л: “Медицина”, 1977

Левченко И.Ю., Приходько О.Г.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного – М:Academia, 2002 г

Особенности психофизического развития учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата под ред. Власовой Т.А. М.1985 г.

Специальная педагогика под ред. Казаковой Н.М., М. 2001 г.

Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата под ред. Ишюлитовой М.В. М. , 1988 г.

Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997.






See also:
Яндекс.Метрика