Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся воспитанников их социали


Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни

в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную культуру, историю и искусство, все то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности.

Так в Лицее №1 с 1 по 3 классы в рамках внеурочной деятельности проходят уроки православной культуры. А вот в 4 классе введен новый предмет «Основы православной культуры». Цель учебного предмета состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В 1 классе учащиеся особенно восприимчивы к новому; социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.

К 4 классу у младшего школьника происходит выход в пространство общественного действия. Такой выход для общего начального образования должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограничены.

Наряду с уроками, которые проходят в форме круглого стола, мы организуем экскурсии. Одной из них стала экскурсия в Одигитриевский храм города Аксая, где учащиеся 3-4 классов встретились с отцом Виктором, очень образованным, добрым, светлым человеком. Одигитриевский храм — один из самых красивейших храмов на Донской земле. Любой человек приходя в храм ощущает в своей душе тишину и радость просто от пребывания рядом с этим святым местом. Этот храм сверкает куполом в лучах солнца и возвышается над гладью Дона своими белыми стенами.

Лицеистам интересно было узнать где и как строились храмы, их внутреннее устройства. Это был диалог, ведь никто не остался равнодушным.  

«В настоящее время люди на первое место ставят деньги и дома. И лишь некоторые – веру в Бога. Хочется верить в то, что таких людей станет больше. Возможно, это будем мы — будущее поколение страны» — сказала Гончарова Ксения.

В то же время Леднева Дарья задумалась о том, что «когда человек совершает добро, он становится на шаг ближе к Богу, а если творит зло – отдаляется от него. Мы же можем почувствовать его в своем сердце, душе. Хочется быть светлым человеком, совершать только добро и в этом помогает Бог, если верить в него».

И хотя дети еще маленькие, но это именно тот период, когда происходит становление личности. И важно не упустить его. Хочется верить, что наши ученики вырастут честными, добрыми и светлыми людьми.

И главная цель учителя будет достигнута — наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

В этом году духовно-нравственное воспитание прослеживалось и при подготовке к научно-практической конференции. Была проведена огромная работа с детьми при создании проектов, макеты которых вы видите на слайде.

Преемственность духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования.

В содержании среднего образования ведущую роль по формированию духовно-нравственной личности играют гуманитарные дисциплины, поэтому логично выстраивать работу именно через эти предметы.

Итак, в 5 классе можно предложить следующие темы этических бесед:

1. «Первый раз – в 5 класс» — беседа-размышление о правилах поведения в гимназии;

2. «Зачем мне мобильный телефон?» — беседа-размышление, на которую рекомендуется пригласить инспектора по делам несовершеннолетних;

3. «Особенности моего возраста» — беседа-размышление, на которую рекомендуется пригласить социального педагога;

4. «Они младше» — беседа-размышление о том, зачем младшим нужна помощь старших;

5. «Я культурный?!» — беседа-размышление (когда возникли первые проблемы с дисциплиной);

6. «Забота» — этическая беседа о том, что необходимо уделять внимание учителям-ветеранам;

7. «Их когда-то приручили» — помощь бездомным животным, фотоконкурс «Мое забавное животное»;

8. «Особенности моего возраста» — беседа-размышление (эта беседа явилась темой второго родительского собрания);

9. «Мы разные, но вместе» — этическая беседа о традициях разных национальностей;

10. «Нужен ли мне ЗОЖ?» — беседа-размышление, которую подготовили ученицы 10 класса;

11. «Правила личной гигиены» — беседа-размышление;

12. «Письмо в армию» или «Посылка солдату» — поддержка новобранцев;

13. «Кому и что Я должен?»

14. «Я – защитник!» — 23 февраля

15. «Мама с праздником!» — 8 марта

16. «Православная история моего имени» — детские этические чтения;

17. «Шаг навстречу» — помощь воспитанникам детских домов и интернатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально- экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении Россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка следующие:

сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;

в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;

еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;

овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.






See also:
Яндекс.Метрика