Формирование деятельности учителя географии по формированию УУД учащихся на уроках геог


Формирование деятельности учителя географии по формированию УУД учащихся на уроках географии.

Выполнила:

учитель географии

МОУ «СОШ №1 г. Ершова»

Кириченко Е.С.

г. Ершов 2013

В течение последних десятилетий произошло ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет стал главным ориентиром, определяющим формирование системы ценностных ориентаций личности школьников, развитие критического мышления, выработку умений анализировать и прогнозировать тенденции развития процессов и явлений.

Перед каждым педагогом стоят Педагогические задачи:

1.Создавать необходимые условия для развития способностей и талантов ребенка.

2. Научить их самостоятельности.

3.Развить умение найти себя в трудной жизненной ситуации.

4.Научить их любить себя и окружающий мир.

5.Создать ситуацию успеха каждому ученику на каждом уроке.

6.Уважать мысли, чувства и права всех людей, признавать неповторимость каждого.

7.Повышать качество работы: совершенствуя положительное; развивая достигнутое; преодолевая недостатки; предупреждая ошибки.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне деятельности педагогов.

При подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию.

Каким будет мир в середине 21 века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, самостоятельность.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

В настоящее время перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы и соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.( определение в Российских педагогических словарях).

Компетенции представляют собой образовательные результаты, однако их содержание значительно шире ЗУНов, поскольку компетентность интегрирует в себе эти компоненты. Однако эта совокупность несколько иного уровня, так как предполагает использование усвоенного содержания согласно той ситуации, в которой осуществляется деятельность.

Виды или направления компетентностей.Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).2.Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор). 3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Содержание географического образования в этом плане компетентностного подхода обладает значительными возможностями. Оно призвано вооружить школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, отражать её на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды. Таким образом формируемые в процессе практического применения умения и связанные с ними знания выступают основной (базой) для формирования ключевых компетенций школьника.

Подготовка к урокам учителя географии

Целью своего учительского труда я вижу в воспитании целостной личности, в формировании у учащихся ключевых компетенций через разные виды деятельности, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как молодого педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности.

Поэтому, для достижения рекомендую согласно концепции ФГОС урок географии проводить с расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы: через проекты, музейную деятельность, кружков, факультативов, практической работы на местности и т.д., использования педагогических технологий: учебные игры, проблемные уроки, дискуссии, конференции, класс-проектов.

Задачи деятельности учителя следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

Каждый ребенок уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому ученику. По моему убеждению, современные дети – это позитивная личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентирующаяся на успех.

Современный ученик:

Ориентирован на общечеловеческие ценности.

Ответственен за свои поступки.

Самостоятелен в выборе решений.

Психологически раскрепощен.

Общественно активен.

Интеллектуально развит.

Творческий, способный к креативному мышлению.

Формирование у школьников ключевых компетенций и компетентностей достигается не только за счет изучения учебного предмета, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими сторонами жизни детей. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.

Постоянный творческий поиск у учителя, связан прежде всего с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного подхода. Это позволяет решать проблему мотивации учебной деятельности, создавать модель “учения с увлечением”.

Приоритетным направлением в своей работе считаю использование как традиционные наглядные пособия: карты, глобусы, макеты, так и современные проектные и информационные технологии: компьютеры, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы, интерактивные доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Преимущества использования ИКТ на уроках географии:

Усиление наглядности и яркости обучения.

Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.

Большая заинтересованность учащихся.

Расширение видов деятельности на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся.

ИКТ – голососберегающая технология для учителей.

Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.

Возможность возврата к пройденному материалу.

Повышение значимости, престижа географии.

Анализируя свою педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока, увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес.

На уроках использую разнообразные формы организации учащихся:

Уроки-соревнования, игры:

КВН.

Ролевая игра.

Викторина.

Турниры.

Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:

Урок – диалог.

Урок – пресс конференция.

Урок – путешествие.

Урок – репортаж.

Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

1)Проблемное обучение – обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

2) Технология исследовательского обучения

3)Технология модульного обучения

4)Тестовые технологии

5)Компьютерные технологии

1)Проблемное обучение

Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

2) Технология исследовательского обучения

Исследовательские проекты. В первую очередь формирует у детей географические чувства и представления или картину мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий.

Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

3).Модульное обучение — возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

3)Тестовые технологии. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

В своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях.

Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

Рекомендую использовать тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.

4)Компьютерные технологии. География, являясь наукой комплексной, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями и как ни какой другой предмет нуждается в постоянном процессе актуализации.

На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально.

Практика показала, что использование электронных изданий и ресурсов на основе реализации только объяснительно-иллюстрационного метода мало эффективно. Поэтому, обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским.

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы — поиск информации, её обработка и анализ, подготовка материала презентации материала — осуществляется во внеурочное время.

Результатом использования ИКТ является:

Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.

Повышение успеваемости по географии.

Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.

Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.

Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы. Например, на уроке географии в 10 классе по теме “ Итоговый урок по теме «Население мира»” класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщения, затем ребята сравнивают полученные данные по странам, оценивают преимущества и недостатки демографической политики мира, размышляют о том, какая страна наиболее развита и имеет высокий прирост населения, выявляют проблемы демографических показателей по миру, затрагивают развитие социальной сферы.

Моя задача – направлять детей в нужное русло, стараясь при этом развивать в них самостоятельность мышления.

Проектируя свою профессиональную деятельность на следующий учебный год, планирую достичь основную цель: не просто дать сумму знаний, умений и навыков, а сформировать развитую личность, умеющую применять образование в любой области науки, адаптироваться к современным условиям, самореализоваться в интеллектуальной и духовной сфере жизнедеятельности.

Задачи:

Повышение профессиональной компетентности (через курсовую переподготовку, обмен опытом, изучение литературы)

Дальнейшее освоение и использование инновационных технологий в условиях в условиях внедрения компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Повышение уровня обученности через интеграцию инновационного, научно-исследовательского и общеобразовательного процесса.

Как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.

Школа. Это и есть путь, по которому идут педагоги, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это наша жизнь.






See also:
Яндекс.Метрика