Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературн


МБОУ «СОШ №2 с УИОП»

г. Лысьва

Немкина Наталья Леонидовна

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать»

(А. П. Скафтымов, литературовед)

Одними из показателей читательской компетентности являются:

умение извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

В процессе работы замечаю, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда ребёнок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению.

Эти задачи решаю через систему проверочных работ по литературе, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Регулярное использование проверочных работ в учебном процессе ведёт к стабильному повышению качества чтения. Анализ результатов выполнения проверочных работ позволяет мне своевременно отслеживать динамику развития читательской компетентности. Проверочные работы помогают научить детей осмысленно читать любой художественный текст, выполняя к нему задания с точки зрения компетентностного подхода. Через систему тестовых заданий возрастает уровень качества чтения и осмысления авторской позиции. Ученики с интересом исследуют текст «изнутри».

Виды проверочных работ:

комплексные разноуровневые работы

тесты

диагностические задания

литературные диктанты

задания по работе с детской книгой

контрольные работы

Проверочные работы строю по единой схеме. В работах выделяю задания базового и повышенного уровня сложности. Задания повышенного уровня помогают выявить возможности развития учащегося на перспективу, увидеть творческий потенциал учащихся. Для оптимизации процесса развития читательской компетентности у учащихся провожу проверочные работы не реже чем 2 раза в месяц.

Все задания делятся на три группы. Каждая из них направлена на диагностику уровня развития у обучающихся следующих групп умений, составляющих читательскую компетентность:

работы с информацией (задания на внимательность, связанные с поиском информации, содержащей в тексте в явном виде),

поисково-исследовательских (задания, связанные с изучением, анализом и обобщением информации, содержащей в тексте в неявном виде);

творческих (задания, связанные с анализом, самостоятельной оценкой информации).

Задания I группы:

Где и когда произошло событие?

Какие чувства испытывает персонаж?

Почему (зачем, с какой целью…) произошло событие?

Определить порядок микротем.

Задания II группы:

Проанализируй фразу, сделай вывод и обоснуй.

Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к персонажу.

Задания III группы:

Объясни причины поступка. Приведи два доказательства.

Придумай и напиши свой вариант концовки данного события (текста).

Придумай и напиши свою историю… .

Примеры заданий по тексту «Весенние ручьи» (По Н.И. Сладкову)

Вопросы из 1 группы:

1) Где и когда произошла эта история?

У речки на бережке весной.

У деревенского ручья весной.

У болотного ручья летом.

У лесного ручья весной.

(функциональная направленность задания: обучающийся знакомится с текстом и изучает время и пространство события текста)

2) Почему весной бегут ручьи?

1)По весне тает снег.

2)У каждого ручья свои рассказы.

3)Припекает солнце.

4)Зима сменяется весной.

(функциональная направленность задания: обучающийся изучает цели и причины происходящего события)

Вопросы из 2 группы:

6)Какие чувства испытывает автор, когда описывает жизнь природы весной?

Восхищение.

Грусть.

Радость.

Тоску.

Из каких слов, предложений это следует? Приведи пример из текста.

(функциональная направленность задания: обучающийся изучает эмоциональный фон события)

7) Выбери фразу, наиболее точно характеризующую главную мысль автора.

Ручьи умеют разговаривать.

Каждый ручей имеет свою историю.

Ручьи бегут в речку.

Вода – это жизнь.

Обоснуй свой выбор.

(функциональная направленность задания: обучающийся изучает отношение автора к персонажам, исследует замысел автора)

Задания 3 группы:

9)Что произошло с весёлыми ручьями? Придумай и напиши свой вариант продолжения этой истории.

(функциональная направленность задания: обучающийся прогнозирует свой вариант окончания события, применяет навыки словесного творчества, фантазирования)

10)Как ты думаешь, о чём бы мог рассказать огородный ручей? Придумай свою историю и запиши её.

(функциональная направленность задания: обучающийся создаёт собственную историю по заданной теме или с участием уже знакомых ему персонажей).

Подходы к организации работы обучающихся с художественными и познавательными текстами:

реализация трёх активных позиций обучающегося: «я – внимательный читатель», «я – исследователь», « я – автор»;

рост мотивации относительно изучения предмета «Литературное чтение»;

развитие у учащихся универсальных учебных действий;

формирование учебной и творческой самостоятельности младших школьников, умения учиться и работать с информацией;

развитие читательской компетентности.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» – если верно сделано не менее 50% объёма работы;

«4» – если верно сделано не менее 75% объёма работы;

«5» – если работа не содержит ошибок.

Данные работы готовят учащихся к последующим тестовым испытаниям,

в том числе экзаменационным.

Данный подход обеспечит каждому школьнику максимально успешное выполнение итогового тестирования в конце учебного года, результаты которого позволяют получить объективную характеристику степени готовности каждого ученика к продолжению обучения литературному чтению в следующем классе.






See also:
Яндекс.Метрика