Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельнос


Четвёртый открытый научный форум молодых учёных «Наука и школа»

Тема:

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Васильковская Лариса Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 2053

Вахлакова Татьяна Федоровна,

библиотекарь ГБОУ СОШ № 2053

Москва 2013 г.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский.

Введение в тему

У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Поэт, художник, музыкант –

Такими сразу не родятся…

В любом из нас зарыт талант,

Лишь стоит только покопаться.

Учитель должен создавать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере.

Актуальность

В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

Поэтому нам, педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.

Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. А что же такое читательская компетентность?

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль, умение апеллировать к источнику знаний.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.

Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой — внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому мы, педагоги, организуем и направляем эту деятельность.

Более подробно мы расскажем, как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании проекта «Держава детства», посвященного творчеству Сергея Владимировича Михалкова.

На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят и такие, кто не слышал и даже не был знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.

Именно идея определила цель проекта глубже познакомиться с творчеством Сергея Владимировича Михалкова и повысить уровень читательской культуры.

Задачи:

-расширение круга чтения учащихся;

-формирование читательской самостоятельности;

развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;

-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;

-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

Предполагаемые результаты:

— повышение интереса к книге;

-расширение кругозора в различных областях знаний;

-создание среды взаимопонимания;

— активизация социального взаимодействие взрослых и детей;

— произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Тип проекта

Этот проект творческий, т.к. предполагает максимально свободный подход в решении задач.

Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.

долговременный– 4 месяца

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

На подготовительном этапе работы над проектом был проведён опрос.

В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:

1.Чем любите заниматься в свободное время?

2.Выберите то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.

рисование

создание мультфильмов

чтение и разучивание стихов

сочнение историй, сказок, стихов…

участие в театрализованной постановке

Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им интересен.

После проведённого опроса ребята приняли решение о создании 5 творческих групп.

1.Группа «Артистёнок» приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;

2. Группа «Кинорежиссёры» в программе amove приступила к

созданию мультимедийного фильма с закадровым озвучиванием;

3. «Сценаристы» под руководством Татьяны Фёдоровны, библиотекаря школы, готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;

4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке выставки рисунков «Михалков — детям»;

5. Группа «Путешественники», в которую вошли учащиеся 1 и 5 классов, родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».

Основной этап

Конкурс чтецов проходил в 3этапа.

1этап-классный

2этап-общешкольный

3этап- окружной

Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.

Конкурс рисунков

Лучшие творческие работы были представлены на выставке рисунков «Михалков — детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.

Т.Ф. Работа клуба читателя

Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы;

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основная цель занятий: расширение круга чтения учащихся.

Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.

Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

Задания, формирующие интерес к чтению:

Чтение по ролям.

Придумать к рассказу продолжение.

Составить вопросы к тексту.

Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.

Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.

Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова и провели

викторину.

Защита проекта

Организованное учащимися, родителями и педагогами в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм. Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова «Как старик корову продавал». «Путешественники», учащиеся 5 классов провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».

Участие в таком культурном мероприятии существенно расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся в социуме.

Продуктом проекта стала

Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».

Критерии успеха

В результате работы над проектом

1.Повысился интерес к чтению

2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

3. Продукт проекта Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими коллективами для проведения внеклассных мероприятий.

4. Информация о ходе работы над проектом широко распространена.

5. Получено удовольствие от своей деятельности.

Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.

1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.

2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.

3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.

4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.

5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.

Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.

Дети–это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России.

Приложение

1 презентация выступления

2.буклет с рекомендациями для педагогов

3.сборник кроссвордов «Подарок будущему первокласснику»

4.сценарий игры-путешествия «По страницам прочитанных произведений»






See also:
Яндекс.Метрика