Форма числа глаголов


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение « Гимназия № 3»

Урок русского языка. Тема:

«Форма числа глаголов»

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

Гаврилова Ольга Витальевна.

Методический конструктор учебного занятия.

Название УМК — развивающая система обучения Л.В. Занкова . Предмет – русский язык. Класс – 2

Тема: Форма числа глаголов.

Место и роль урока в изучаемой теме « Какие бывают в грамматике группы слов»

Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Цель: формировать умения находить глаголы в тексте, согласовывать имя существительное и глагол в числе; отличать глаголы единственного числа от множественного числа, употреблять глаголы в речи.

Задачи, направленные на получение:

Предметных результатов:

наблюдать роль глаголов в тексте,

устанавливать грамматическую связь существительного и глагола,

определять число глагола с помощью окончания и вопроса.

приобретать опыт работы с текстом — повествованием ,учиться сочинять продолжение предложенного текста.

находить в тексте глаголы

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);

умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Метапредметных результатов:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Познавательные:

расширение кругозора младших школьников;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,

развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,

выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, искать аналоги и другие варианты решения,

тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

самостоятельно решать ребусы, кроссворды, используя свои знания, развивать способность к самоконтролю.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе; умение принимать коллективное решение; устную речь учащихся,

фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей.

обогащать словарный запас учащихся.

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

Личностные:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

воспитание положительной мотивации к учению;

формировать интерес к изучению родного языка;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Основные понятия

Слово, части речи, существительное, предмет, действие предмета, число, глагол, прилагательное.

Межпредметные связи

Литература

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этапы урока

Деятельность

учителя

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— организовать планирование учебной деятельности на уроке.

На экране открыты слова немецкого философа: «Человек образованный –тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.»

-Прочитайте слова немецкого философа, которого звали Георг Зиммель.

-Как вы их понимаете?

— Почему мы начали урок с этих слов?

-Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами «открываем» новое знание.)

-Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в «открытии» нового знания.

-Чему был посвящен прошлый урок?

-Сегодня на уроке вы продолжите работать с частями речи и откроете для себя новое знание.

-Пожелайте друг другу удачи, в путь!

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД).

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

-подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Повторение изученного.

-Прочитайте слова:

Вторн…к, ч…тверг, р…с…вать,к…ртина, к…пуста, к..ртофель, б…рёза, …рех, т…пор, м…л…ток, …гурец, п..мидор.

Распределите слова на возможное количество групп по какому – либо признаку.( части речи, количество слогов, от ударения).

Минутка чистописания.

( Разминка для рук)

Определите букву , которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является

лишним в данной группе , и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

-Какая это буква?

( Сегодня мы будем писать букву т. Она находится в слове

рисовать. Оно лишнее, так как это глагол, а остальные

слова имена существительные. )

У. Согласную букву т мы напишем вместе с гласной, которая чаще, чем другие , встречается в словах с непроверяемой безударной гласной. Какая это буква? Сколько раз она встречается в словах?

( Согласную т мы напишем с буквой о. Она встречается чаще других

непроверяемых безударных гласных в данных словах, а точнее 7 раз.)

— Определите порядок букв в этом ряду:

Тто Тот тТо тоТ …

-Напишите этот ряд букв до конца строки в указанной последовательности

Словарно-орфографическая работа

Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

цшщи

йчтьщ

-Какое слово вы составили? ( Мы составили слово решить.)

-У этого слова несколько значений. В первом значении вы часто употребляете слово решить на уроке математики, когда решаете задачи и примеры. Что обозначает слово решить в этом случае?(В этом случае слово решить обозначает осуществить вычисления, найти искомое.)

— Подумайте, в каком значении употребляется слово решить в следующих фразах: решил остаться дома, решил купить книгу.

(В этих фразах слово решил обозначает, что кто-то пришел к мысли что-либо сделать, осуществить.)

-Что должен сделать человек, который предпринимает серьезный шаг, чтобы не ошибиться в своем поступке? ( Человек должен все хорошо обдумать.)

-Сформулируйте второе значение слова решить.(Решить — это значит, обдумав, прийти к необходимости осуществить какие-либо серьезные шаги, действия, поступки.)

— Назовите оба значения слова решить. (Первое значение слова решить — осуществить вычисления; второе — обдумав, прийти к необходимости осуществить какие-либо серьезные шаги, действия, поступки.

-Найдите слово решить в орфографическом словаре. Напишите его в тетради. Поставьте ударение. Отметьте имеющиеся в этом слове орфограммы.( В этом слове непроверяемая безударная гласная е; правописание жи — ши; мягкий знак на конце слова.)

-Вспомните слово, которое мы использовали во время минутки чистописания.( Это слово рисовать.)

-Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно слова рисовать и решить и любые имена существительные из словарика. При составлении предложений имена существительные не должны повторяться.

(В пятницу я решил нарисовать ракету.

Мы вместе решили нарисовать картину.

Для магазина решили рисовать вывеску.

Дети решили слушать радио и рисовать картину.

Ребята решили рисовать орудия труда: лопату, молоток, топор.)

-Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания какой-то одной части речи. Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?

(Сегодня мы больше внимания уделяли глаголу. Наверное, с ним будет связана новая тема урока.)

-Верно. Охарактеризуйте глагол как часть речи.( Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делают? что

сделает? и т.д. и обозначает действия предметов.)

-Как вы думаете, какая часть речи нам сегодня будет помогать?( сущ)

Пробное действие.

-Что вы повторили?

-Почему мы выбрали именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

-Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

-Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

На экране следующая запись:

Самолет летит. Дерево растет. Птица поет.

-Что написано на экране?( На доске написаны предложения.)

— Почему вы так считаете? Докажите.( Они выражают законченную мысль.)

-Какой частью речи являются слова в предложениях? (В этих предложениях существительные и глаголы.)

-Назовите глаголы и скажите, в каком числе они употреблены?

— Итак, у кого нет ответа?

-У кого есть ответ? ( Обоснуйте свой ответ)

— Что показало выполнение пробного действия?

— Что вы не можете сделать? ( определить число глагола)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков,

схематических рисунков, схем;

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

(Познавательные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

(Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

— Какое задание вы должны были выполнить?

− Как вы действовали? ( дети объясняют)

− Почему у вас возникло затруднение? ( мы не знаем способ определения числа глаголов)

-Мы выяснили, что мы не знаем.

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей

системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(Познавательные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика