Фонетика в начальной школе


Период «речевой зрелости» наступает у ребенка в 11-12 лет, когда уже полностью сформированы все моторные навыки и полностью развит артикуляционный аппарат. Фонетические способности включают в себя речевой и неречевой слух, т.е. способность различать звуки в потоке речи и распознавать их, и музыкальные тоны, особенности тембра и интонации, необходимые для формирования фонематического слуха.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает, запоминает, повторяет, пишет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

В результате проведенного в школах Англии и Уэльса эксперимента, охватившего 6000 детей, было установлено, что занятия иностранным языком положительно влияют на знание родного, многие дети со слабыми общими способностями показали прекрасные успехи в речи на иностранном языке. Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов.

Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал Л. С. Выготский, отмечал Л. В. Щерба, и другие отечественные ученые. Многолетние экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом».

Существует очень ограниченное количество пособий, помогающих освоить испанский язык в раннем возрасте и позволяющих отработать произношение в частности. Причиной тому служит в том числе то, что многие фонемы испанского языка в его классическом варианте соотносятся с одним аллофоном, и создается ложное впечатление, что испанский язык «похож на русский» и не требует специальной отработки звуков, что в последствии приводит к сложностям в аудировании и письме. Типичные «слуховые» ошибки первоклассников (звукоподражание):

Moscú — Мoсква

Qué tal – Китай

Hasta la vista – остановись ты

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения детей чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит понимание и развитие связной речи.

PERO-PERRO

CAZA-CASA

NUEVO-NUEVE

VEINTE-VIENTO

В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам. Испанский язык позволяет быстро привыкнуть к чужому звуковому строю и при должном внимании со стороны учителя освоить произношение, близкое к аутентичному. Испанский как первый иностранный (а не наоборот) способствует легкому усвоению других языков без фонетических дефектов.

Мелодика испанской фразы более выраженная, чем в русском, поэтому приходится «петь» вопросительные и восклицательные предложения, преодолевать стеснительность детей в индивидуальной работе.

Всегда начинаем с речевой разминки. Сначала отдельные звуки, например:

S /Ө ; T/D; R/RR

Гласные I E A O U

Слоги, особенно в сочетаниях, которые не палатализуются: TE NЕ DE NI NE

Простые слова TOMATE TIMOTEO NELI

Прописываем буквы

Произносим названия цифр, прописываем на доске, решаем примеры, одновременно осуществляем повторение лексики и строим высказывание по клише.

Повторяем названия игрушек, не русифицируя (отказ от принципа фонетической аппроксимации)

TIGRE PERRO LORO TIBURON

Таким образом, уже к концу второго месяца обучения у детей не возникает потребности «коверкать» произношение. Исправляем даже в играх вне урока, во время зарядки, которую они проводят сами и пр.

Дети с логопедическими проблемами гораздо легче осваивают испанскую фонетику, чем фонетику других языков, т.к. отработка произношения требует утрированной артикуляции и специальных упражнений, например при обучении межзубной артикуляции не подменять губно-зубной Ө/F , можно сделать упражнения на угадывание близких звуков, что будет являться дополнительным упражнением.






See also:
Яндекс.Метрика