Фольклор как средство формирования слухо-произносительных навыков на начальном этапе об


Фольклор как средство развития слухо-произносительных навыков

на начальном этапе обучения иностранному языку.

Одним из наиболее важных значений при изучении иностранного языка имеет овладение его звуковым строем. Если говорящий нарушает фонетические нормы языка, то слушающему трудно понять его речь. И наоборот, фонетически грамотная речь не воспринимается тем, у кого отсутствуют слухо-произносительные навыки. Высказыванию в письменной форме предшествует внутренняя речь, а обязательным условием чтения вслух и про себя является сформированность фонетических навыков. Автоматизированные слухо-произносительные навыки составляют основу развития всех видов речевой деятельности и поэтому обучение иностранному языку невозможно без специального обучения произношению.

Поскольку мы рассматриваем начальный этап обучения иностранному языку, то, учитывая интересы и особенности детей этого возраста, учитель должен выбрать из всего многообразия средств развития слухо-произносительных навыков наиболее эффективные. Ребенок воспринимает звуковую сторону языка в отличие от взрослых образно, ищет связи между обозначаемым предметом и образом передающего этот предмет слова. Важно помнить, что звучащая сторона детской речи развивается в непосредственной функциональной зависимости от смысловой стороны и подчинена ей. Звуковая сторона речи функционирует по законам фонологических отношений, то есть слово может быть узнано на фоне других слов. Успех в обучении иностранному языку в этом возрасте может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Что же интересует детей в этом возрасте? Конечно же, фольклор – песни, стихи, считалки, рифмовки, скороговорки, сказки и т.д. Применение этих жанров фольклора способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, потому что их разучивание помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, в следствие чего они могут быть использованы для фонетической зарядки на начальном этапе урока. Кроме этого, использование фольклорного материала на начальном этапе актуально по яду причин: учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Являясь произведениями устного народного творчества, корни которых уходят в далекое прошлое, песни, стихи и скороговорки позволяют учащимся соприкоснуться с культурой страны изучаемого языка;

— знакомство с фольклором страны изучаемого языка вызывает у детей положительные эмоции, что существенно влияет на мотивацию использования иностранного языка как средства межкультурной коммуникации;

— комплексное использование фольклора способствует решению практических, образовательных, воспитательных задач обучения, так как происходит воздействие не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу (в частности, одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка);

— при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, его образного мышления и образно-художественной памяти, эстетического воспитания детей;

— с точки зрения методики фольклорный материал может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, фольклор формирует нравственную духовную культуру учащегося, соединяет в единое целое его разум и душу;

— использование фольклорного материала способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря развитию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем прочность запоминаемого материала;

— песни, стихи, скороговорки помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как они включают новые слова и выражения; более того уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном значении, что способствует ее активизации; часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка;

— использование фольклорного материала выступает как стимул для развития речевых навыков и умений;

— работа с фольклорным материалом может быть использована и как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность;

— поскольку мы говорим об аутентичном материале, нельзя не отметить тот факт, что благодаря наличию вербального текста, сочиненного носителями иностранного языка, информация извлекается из естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем;

— использование фольклора на уроке иностранного языка дает толчок детскому творчеству: видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен, рифмовок, стихов и скороговорок, ребенок может и сам придумать что-то свое.

Конечно же, каждый из выше перечисленных жанров имеет свои особенности, свою ценность. Так, песни способствуют развитию музыкального слуха. Следует заметить, что пение чрезвычайно важно при отработке произношения. В пении очень хорошо закрепляются звуки, так как при этом они бывают долгими и органы речи привыкают долго сохранять одно и то же положение. Песни помогают как голосоведению, так и артикуляции, особенно если в них достаточна частотность определенных звуков.

Стихи также являются одним из наиболее эффективных видов фонетической зарядки, на материале которых можно отрабатывать и закреплять звуки, ударение, интонацию. Они обогащают духовный мир ребенка, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью языка, учат видеть красоту окружающего мира. Скороговорки, в свою очередь, являются лучшим средством достижения четкости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка. Богатое звуковое оформление, обилие аллитераций, частые повторы, ассонансы, внутренние рифмы делают их очень эффективным средством формирования слухо-произносительных навыков. Все это позволяет говорить о песнях, стихах и скороговорках как об эффективных средствах развития слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.






See also:
Яндекс.Метрика