ФГОС_34820


С 1.09.2011 г. учителя первых классов работают по новым федеральным государственным стандартам, т.к. пришло новое поколение учащихся. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем. Резко возросла информированность детей, поляризация учащихся на уровне умственного  и интеллектуального развития. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках  по предметам и во внеурочной деятельности. Образуются новые запросы семьи, общества, государства.

Стандарты — социальная конвенционная норма, общественный договор между учениками- образованием- государством. Представлен новый психологический портрет выпускника, где девизом выступает: учебная самостоятельность = умению учиться. В качестве основного результата образования выступает овладение набором учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познанияВ соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

Учитель должен владеть следующими компетенциями: способностью продемонстрировать свои навыки и знания, владеть предметной областью на продвинутом уровне. Обучение по ФГОСу основано на деятельном подходе ,т.е. работа на уроке не учителя, а ученика, на обеспечении диалога. Разница между обучением прошлого стандарта и новыми заключается в китайской мудрости: я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю. В деятельном подходе предполагается организация учебной деятельности по самостоятельному освоению новых знаний, в ходе которого и реализуется средства развития и саморазвития личности. Обучение организуется от общего к частному. Доминирующий диалог: ученик- ученик. На уроке использую вот такие карточки: 1 ученик отвечает у доски , а дети сигналят-!- согласен,?- есть вопрос. Учитель на уроке не объясняет материал, а задает логически выстроенные вопросы, в ходе которых должен направить учащихся на процесс освоения знаний. Дидактическое правило: учить на уроке! И все же остается сохранение фундаментального научного ядра традиционного образования.

Урок математики начинается всегда с актуализации знаний: задачи- шутки, логические разминки, мозговой штурм. Применяется к каждому уроку презентация или задания из индивидуального диска. Далее идет самоопределение к деятельности, в ходе которой посредством логических вопросов дети формулируют тему урока и цели. Например, при изучении темы « Число 0» я попросила учащихся положить 3 треугольника, затем убрать 1. Задаю вопросы : сколько стало? Больше или меньше? На сколько ? почему? и т.д.Когда убрали последний треугольник спрашиваю, какое число заменяет слово « нисколько»? как вы думаете , где будет стоять число 0? Назовите тему урока. Чему будем учиться? На этом же этапе можно поставить проблемный вопрос. Затем идет фронтальная работа. Учащиеся путем речевых взаимодействий друг с другом и логических вопросов учителя работают по теме урока. Далее на уроках идет либо практическая работа( тема сантиметр) либо самостоятельная, работа в парах и микрогруппах. Выполняются задания повышенной сложности (есть почти в каждом уроке). На каждом уроке есть оценочная деятельность, где есть индивидуальный эталон. Когда полученный учеником результат сравнивается с прошлый его достижением, и тем самым выявляется динамика его развития. Я на уроке использую « дерево радости» . Выдается оно в понедельник и по четверг с помощью цветовой гаммы они оценивают свои достижения, свою работу. Красный кружок – не все хорошо, завтра постараюсь, зеленый – все хорошо, я доволен собой, коричневый – было трудно, синий – старался. Учитель поощряет малейшее продвижение ученика вперед, анализирует его ошибки. В закреплении темы урока мы работает в рабочих тетрадях и тетрадях на печатной основе. Идет опять работа в парах, взаимопроверка, а затем самооценка с помощью линейки Эльконина. Эта работа особенна хороша при низкой самооценки у ребенка. Далее проводиться рефлексия и подведение итогов: какие знания вы приобрели на уроке? Кто хорошо запомнил таблицу? ( с помощью светофора) Какое задание вызвало затруднение? Назовите задание, которое вы хотели бы показать дома родителям? Домашнее задание в большинстве случаев учащиеся могут выбирать сами: выполнить 2 задание или1 , прописать дополнительно какую-нибудь цифру( если линейкой Эльконина она оценилась как неважная )и т.д

Каждая тема заканчивается 2 уроками закрепления :

1. Страничка для любознательных. Здесь решаются закономерности, решение логических задач, интеллектуальный марафон, математические игры.

2.Что узнали? Чему научились? Здесь больше устной работы , решение номеров учебника, практические работы.

Раздел заканчивается индивидуальным тестом.

Еще один «плюс» ФГОСа – это проектная деятельность учащихся. Она обеспечивает развитие познавательных навыков и умений. По математике был 1 проект, готовимся ко второму. В учебнике подробно ( в помощь ребенку и родителям) расписано как его делать. Сначала на уроке мы обсудили тему: что такое пословица, поговорка, загадка. кто может вспомнить загадка с числами или про них? Затем прочитали информацию в учебнике, сходили в школьную библиотеку за материалом. Дома с помощью родителей учащиеся оформили книжечку, а в классе была выставка. Также у нас есть проекы по окружающему миру «Моя малая родина» и классному часу « Моя родословная».

Одним из «плюсов» — внеурочная деятельность, т.к кружки , которые я веду связаны с математикой.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Портфолио становится «историей успеха»,  помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.        Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом — «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем его индивидуальность.

Итак в « плюсы» ФГОСа я отнесла бы:

— сохранение фундаментального ядра образования;

— проектная деятельность по каждому предмету начиная с 1 класса;

— деятельный подход : ученик- ученик;

— не авторитарный метод обучения, а направление учащихся с помощью логических вопросов на новые знания;

— внеурочная деятельность;

— использование ИКТ.

В « минусы»:

— нет возможности использовать индивидуальный диск каждому ребенку;

— преемственности между детским садом и школой(многие дети не читающие, плохой словарный запас, не умение слушать и высказывать свое мнение);

— тяжело перестроится от авторитарного метода обучения к деятельному подходу;

— ранее было больше часов отведено га тему.






See also:
Яндекс.Метрика