ФГОС второго поколения Рабочая программа 2 класс


Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы О.Школяр, В.Усачёва.

Программа разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Изучение музыки в начальной школе направлено не достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

Основное содержание рабочей программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основах образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности, Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как форма фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека. Музыкальных интонаций, тем художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно- образного содержание произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы звукозаписи.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Методы музыкального образования и воспитания:

метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

метод интонационно – стилевого постижения музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод концентричности организации музыкального материала;

метод забегания вперед и возвращения к пройденному;

метод игры;

метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).

Формы (приемы) контроля:

творческие задания;

анализ музыкальных произведений;

музыкальные викторины;

тестирование;

проектная деятельность.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формированием музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего поколения. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Содержание учебной дисциплины.

2 класс

«”Три кита” в музыке – песня, танец, марш» — 9 часов

( Из чего состоит музыка. Марш, песня, танец. Песня-танец. Песня-марш. Встреча «китов» в музыке).

«О чём говорит музыка?» — 7 часов

(Что выражает музыка; Изобразительность в музыке).

«Куда ведут нас «три кита» — 10 часов

(Куда ведёт нас песня; Куда ведёт нас танец; Куда ведёт нас марш; Куда приводят нас «Киты»).

«Что такое музыкальная речь» — 8 часов

(Регистр; Форма; Характер; Тембр; Музыкальная речь; Симфонический оркестр; Прокофьев «Петя и волк»).

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Рекомендации по оснащению образовательного процесса

Современное оснащение образовательного процесса по предмету «Музыка» для начальной школы должно включать: библиотечный фонд (книгопечатную продукцию), печатные пособия, игры и игрушки, цифровые образовательные ресурсы, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое оборудование.

Список литературы.

Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. – М., 1989.

Громов Е.С. Природа художественного творчества. – М., 1986.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М., 1984.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.

Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). – М., 2004.

Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.

Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999.

«Искусство» — учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства (Приложение к газете «Первое сентября»).

«Педагогика искусства» — электронное научное издание (http://www.art-education.ru)






See also:
Яндекс.Метрика