ФГОС — первые результаты и итоги введения


ФГОС – первые результаты и итоги введения.

Загоскина Лариса Дмитриевна учитель начальных классов

МОУ СОШ «Веста» г.Черноголовка

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. Проделана огромная работа по подготовке к введению новых образовательных стандартов, разработано и написано много нормативных документов, сопровождающих фгос, улучшилось материально-техническое оснащение образовательных учреждений.

И вот, наконец, закончен второй год обучения ребят по новым стандартам. Как прошли эти два года? С чем подошли дети к третьему классу? Можно ли говорить о каких-либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно уже сейчас.

Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности и общества. Делается акцент не на предметный, а на личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Изменился сам подход к обучению и воспитанию, в корне поменялись уроки, их структура. Уже в 1-м классе мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности.

Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему; главное – грамотно подвести его к этому. И в этом состоит функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка.

В новых ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на других уроках. Неужели это возможно в первом классе?

Вот пример из практики. На уроках обучения грамоте мы проходим букву О. Идет работа над словом «осень». Эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки – слушаем произведения об осени. На ИЗО рисуем осень. На технологии делаем сюжетную аппликацию. В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Кстати, о проектах. Проектный и исследовательский метод – один из основных в новом обучении. Оказывается, в первом классе дети способны делать проекты. Это и рисунки, и поделки, книжки-малышки, кроссворды и даже небольшие презентации! В нашей школе стало традицией ежегодно проводить Научно-практическую конференцию, где

первоклассники защищают свои проекты перед многочисленной аудиторией, и надо сказать весьма небезуспешно.

Сейчас в школе широко используются компьютерные технологии. У каждого учителя есть оборудованное компьютерное место. Работать на нетбуках учатся и первоклашки. И теперь на уроках наряду с традиционным письмом дети осваивают и клавиатурный набор текста.

Безусловно, детям стало интереснее в школе, они стали свободнее себя чувствовать. Новые программы дают возможность более глубоко изучать материал. Ребята знакомятся с разными источниками информации и умеют с ними работать.

В рамках введения ФГОС усилилась роль внеурочной деятельности. Она позволяет развивать творческие способности детей, формировать у них активную жизненную позицию. Дети учатся быть самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах людьми, умеющими общаться.

Итак, первые результаты введения стандартов очевидны. Изменился характер деятельности учащихся — исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка; возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалась стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.

Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Мы надеемся, что все перечисленные изменения уже положительно влияют на качество образования в начальной школе.

И сегодня, говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС. Конечно, возникали трудности и с установкой техники, и с её освоением. Много спорных вопросов вызывал режим работы внеурочной деятельности, много сил потрачено на составление расписания, которое не вызывало бы перегрузку детей. Всё это уже позади.

Но вот один вопрос на сегодняшний день для нас остаётся весьма актуальным и открытым. Это сам Учитель. Его психологическая готовность к работе по новым стандартам. В этом мы видим одну из важных проблем и эта проблема не только школьного уровня.

Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но большого опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку). Нужно перестроить себя, всю наработанную годами систему преподавания. Это не так-то просто.

Программы — это документы, документы — это бумаги. Их много. Основная деятельность учителя — урок, т.е. практика. Посчитайте, какое немыслимое количество программ должен написать каждый учитель.

Педагоги при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми, так и с коллегами.

Очевидно, что учитель сейчас нуждается в системе поддержки — много вопросов, усталости, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным, получить поддержку — значит быть в диалоге, не одному.

Способность к диалогу, на наш взгляд, один из аспектов готовности учителя к ФГОС.

Где создавать площадки для диалога? В интернет-пространстве (форумы, вебинары и т.п.). В системе непрерывного образования (конференции, круглые столы, выездные семинары, курсы повышения квалификации), которое и обеспечит ресурсы и поддержку.

В этом году учителя нашей школы активно участвовали в вебинарах .Для нас это был первый опыт общения в интернет пространстве, и оказался он очень полезным. Педагоги получили реальную возможность заняться самообразованием, а главное пообщаться на форуме с учителями из разных регионов, поделиться и обсудить проблемы и пути их решения. Кроме всего этого участникам вебинара выдаётся электронный сертификат, что тоже немало важно для учителя в ходе предстоящей аттестации.

И конечно, очень важна роль педагога-психолога. Уже понятно, что такой специалист школе необходим. И работа его важна и нужна не только детскому коллективу, но любому учителю. Представьте кому интересен педагог с психо-физиологическими проблемами? Он ведь воспитает себе подобного. А эмоционально-неуравновешенный отличник будет успешным?

Поэтому этот вопрос требует обсуждения и необходимо наметить пути его решения.

Педагоги с оптимизмом смотрят в будущее. Впереди еще два года, а там уже можно будет говорить о более серьезных результатах.

Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными или всё останется только на бумаге.

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А. Дистервег






See also:
Яндекс.Метрика