ФГОС новая идеология образования


«Федеральный государственный образовательный стандарт – новая идеология образования»

Мастер-класс. Компетентностно — ориентированный урок»

Урок построен по материалам учебника «Синяя птица» Э. М. Береговская французский язык 5 класс.

Тема «Я люблю, я не люблю».

Содержание.

1.Сценарий. с. 2

2. Подробный план урока. с. 5

3.Рекомендации к проведению урока. с. 7

4. Планируемые результаты деятельности учащихся. с. 8

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета. с. 8

6. Дополнительные материалы к уроку. с. 9

7. Урок – творческая мастерская(ролевая игра) с. 10

8. Игровая ситуация урока. с. 10

9. Творческая мастерская. с. 10

10. Самоанализ урока. с. 11

-1-

Сценарий.

Приветствие.

Определение темы урока.

Определение цели и задачей урока для детей.

Фонетическая зарядка: в нее входят новые слова, которые дети услышат в текстах.

Спряжение глаголов темы в трех временах (настоящее, прошедшее, будущее).

Аудирование. Заполнение таблицы интересов по прослушанным текстам.

Составление вопросов к прослушанным текстам.

Физкультминутка

Составление монолога о герое, по прослушанному тексту и «инкогнито».

Составление утверждения и вопроса по примеру.

Обобщение темы. «Я люблю мир вокруг себя»

Рефлексия, заполнение таблицы достижений.

Оформление дерева умений.

Прощание.

-2-

Подробный план урока.

1.Приветствие.

2.Определение темы «я люблю я не люблю»

Определение задач урока.

Оформление на доске или в распечатанном виде маршрут урока, поэтапный.

Сегодня мы будем:

— повторять новые слова;

— спрягать глаголы;

— слушать французских школьников;

— задавать вопросы;

— составлять маленький рассказ (говорить о);

— рассказывать о том, что мы любим;

— определять главную идею урока;

— заполнять таблицу умений и работать с деревом знаний.

3.Фонетическая зарядка.

В нее входят новые слова, которые дети услышат в текстах. Фонетическая зарядка проводится с помощью слайдов и списком новых слов. Паузы между слайдами позволяют произнести новое слово учителем, повторить детьми и перевести слово.

4.Работа с грамматикой по теме.

Спрягаем глаголы в 3-х временах: настоящее, прошедшее и ближайшее будушее. Т. к. все глаголы 1 группы мы берем положительную, отрицательную и вопросительную формы. В дальнейшем это облегчит работу детям. желательно при спряжении глаголов добавлять к ним новые слова (составлять краткие предложения)

-3-

5. Аудирование.

Дети прослушивают текст по теме. Во время прослушивания они заполняют таблицу, в которой указаны имена детей и и написаны глаголы по теме. Задача детей вписать слова.

Он/она

Патрик

Люси

Любит

Не любит

Обожает

предпочитает

После прослушивания можно провести сверку результатов ( либо с помощью учителя, либо с помощью текста аудирования).

6. Работа с таблицей по текстам.

Составление вопросов о персонажах текста с помощью вопросительных оборотов и инверсии.

Что любит ?

Любит ли…?

Примеры учитель приводит сам на карточках, эта работа выполняется для облегчения работы учащихся. Дети задают вопрос-дают полный ответ.

Физкультминутка.

7. следующий этап работы представляет собой составление монологического высказывания о герое. Учитель раздает карточки в которых содержится краткая информация6 имя, возраст, город в котором живет герой. Используя таблицу , дети могут дать характеристику персонажу своего рассказа(5 предложений).

8. составление вопросов и высказываний по примеру.

Задание на сравнивание себя с французскими школьниками и одноклассниками. Пример приводит учитель и дает вводные слова: я как Люси…. , Патрик любит, а я нет.

Во время высказываний детей необходимо записывать слова, чтобы в дальнейшем обобщить интересы детей.

-4-

9. Обобщение темы.

Учитель должен вывести детей на идею урока. Я люблю: семью, друзей, школу, природу, спорт, еду, отдых я люблю мир вокруг себя!!!

10. Рефлексия, заполнение таблицы достижений.

Это этап урока на котором дети оценивают свои умения самостоятельно. Каждый ребенок заполняет собственную карточку( в которой расписаны этапы урока), в которой выставляют + и -. Затем производится подсчет.

11. оформление дерева умений.

Это самый красивый и важный этап урока. Подсчитанные плюсы дети приклеивают на листву дерева, а минусы не землю (желательно использовать цветные стикеры в виде цветов или кружочков).Глядя на эту красивую картинку, учитель делает акцент на «листву» (т.к. самооценка у детей завышена, листвы будет больше) и делает вывод о большом количестве знаний и умений учеников. Соответственно «минусы» это то, к чему мы должны будем стремиться, т.е. определение целей на будущее.

Прощание.

Рекомендации к проведению урока

Цели урока:

На личностном уровне:

— готовность и способность к самообразованию, мотивации к учению, ценностной и социальной компетенции.

2. На предметном уровне:

— готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и для решения задач.

3. На метапредметном уровне:

— освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение

-5-

ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.

План урока.

Приветствие.

Определение темы урока, цели и задачей урока.

Мотивировать учащихся, ориентировать на учебно-воспитательный процесс, планировать деятельности учащихся (целепологание).

3.Фонетическая зарядка.

Ввести в тему, путем повторения лексических единиц и формирования фонетики. Овладеть лексическими единицами, обслуживающими тему, предметы речи и ситуации общения в пределах выделенной тематики.

4.Спряжение глаголов темы в трех временах (настоящее, прошедшее, будущее).

Грамматическая сторона речи. Обозначить признаки и научиться распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных, для этого этапа обучения, временных формах.

5. Аудирование. Заполнение таблицы интересов по прослушанным текстам.

Развивать и совершенствовать восприятие и понимание на слух аутентичных аудио текстов с различной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием)

6. Составление вопросов к прослушанным текстам.

Научить структурировать знания, преобразовывать модели с целью выявления общих грамматических правил, определяющих данную тему (синтез как составление целого из частей с самостоятельным достраиванием).

6

Физкультминутка

7. Составление монолога о герое, по прослушанному тексту и «инкогнито».

Развивать и совершенствовать умение связно высказываться с использованием основных коммуникативных компонентов речи: описание, сообщение, рассказ с опорой на услышанный или прочитанный текст (на основе уже полученных грамматических знаний, с опорой на пример).

8.Составление утверждения и вопроса по примеру.

Развивать диалогическую речь при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении (диалог-обмен мнениями, диалог-расспрос).

9.Обобщение темы. «Я люблю мир вокруг себя»

Дать возможность самостоятельно моделировать – преобразовывать объекта (текста) из чувственной формы в модель (схему) где выделены существенные характеристики объекта. Преобразование модели определяющую эту область. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Рефлексия, заполнение таблицы достижений.

10. Оформление дерева умений. Заполнение таблицы умений.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащихся.

11. Прощание.

Планируемые результаты деятельности учащихся.

1.Показатели сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков учения:

— приобретение знаний- понимание- применение-перенос

-7-

— анализ-синтез-оценка.

2. Личные универсальные учебные действия:

— способность принимать решения-сотрудничать-выполнять разные роли при работе в группе.

3. Показатели сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

— слушание, говорение, чтение, письма.

4. Показатели сформированности и индивидуального прогресса в развитии познавателной деятельности:

— формулировать вопрос — вести наблюдение – организовывать, фиксировать и интерпретировать собранные данные – представлять результаты.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предметные результаты.

Речевая компетенция:

Говорение: вести диалог — обобщать краткие сведения -передавать основное содержание.

Аудирование: воспринимать на слух — выделять нужную информацию – понимать основанное содержание.

Чтение: читать тексты разных жанров – уметь оценивать полученную информацию.

Письменная речь: писать с опорой на образец.

Языковая компетенция:

— распознание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц – понимание и использоаниеявлений многозначности слов ин. яз.

Социокультурная компетенция:

— распознание и употребление реплик-клише – представление об

-8-

особенностях образа жизни, быта.

Компенсаторная компетенция:

— умение пользоваться контекстуальной догадкой – владение умением перифразы, замещения.

Метапредметные результаты.

— развитие исследовательских учебных действий, навыки работы с информацией.

Личностные результаты.

— осознание возможностей самореализации средствами ин. яз.

— формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации.

Дополнительные материалы к уроку:

— список слов с фонетической зарядкой;

— карточки с глаголами;

— аудиозапись с аутентичным текстом (аудирование);

— таблицы для заполнения прослушанных текстов аудирования;

— карточки с примерами для составления высказываний;

— таблица оценки своей деятельности, индивидуально для каждого ученика;

Получилось +, не получилось —

Спрягать глаголы

Составить фразу

Задать вопросы

Понять фр. Школьников

Сделать выводы

— карточки с вопросительными словами;

— дерево умений, стикеры.

-9-

Урок творческая мастерская

(форма проведения — ролевая игра)

Цели урока:

1.На предметном уровне:

— формирование навыков чтения, говорения, аудирования, письма.

2. На метапредметном уровне:

— формирование логического мышления, т. е. сравнение грамматических конструкций с русским и английскими языками.

3. На личностном уровне:

— умение использовать универсальные учебные действия в конкретных жизненных ситуациях.

Игровая ситуация урока.

Мы-жуналисты из России, французские школьники хотят работать с нами и прислали нам свои резюме в аудиозаписи. Нам предстоит выбрать одного и взять его в команду, но он должен поддерживать нашу идею «Я люблю мир вокруг себя».

Дети разбиваются на 2 команды, у каждого свой бейджик.

Творческая мастерская.

Т.к. мы журналисты, то нужно оформить рабочие материалы для нашего журнала. Все что дети делают во время урока оформляется на бумаге и скрепляется в журнал.

Для оформления журнала необходимы: бумага, клей, цветные карандаши, цветные картинки.

-10-

Самоанализ урока.

Вид урока — творческая мастерская, ролевая игра. Этот вид урока выбран мною не случайно, т.к. мой педагогический принцип не навязывание идей, а «проблемное исследование», в данном случае – игра (нескольких уроков). Идея урока приближена к ребенку, к его возрастным особенностям, а значит мой урок – личностно ориентирован. Это и способствует максимальной мотивационной вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Ведущая идея урока – идея постоянного оптимистического движения вперед, движения – поиска.

Цель: сложив все компоненты урока, выйти на идею «Я люблю мир вокруг себя»

Задачи:

Образовательные: продемонстрировать учащимся возможность самоопределения идеи (научная и проблемная составляющие урока при этом адаптированы к возрасту учащихся, что обеспечивает высокую мотивацию).

Развивающие: совершенствовать навыки критического мышления, продолжить формирование умения анализировать, интерпретировать текст, понимать других.

Воспитательные: привести к личному пониманию темы, усилить веру учащихся в саму жизнь и в себя. Оптимизировать ценностно-формирующие составляющие, побуждающие ментальный опыт ребенка.

Тип урока: комбинированный с использованием информационно-технических средств.

Оборудование в целях оптимизации учебного процесса: листки помощники, слайдовая презентация, наглядные пособия, аудоизаписи, дерево знаний, листки (таблицы) рефлексии.

В уроке соблюдены основные принципы дидактики. В начале урока создана

-11-

ситуация вызова, когда, оттолкнувшись от особенностей восприятия окружающего мира и от собственного опыта, ученики (создали готовый продукт) создали себе план следования, к которому обращались по ходу урока. На заключительном этапе мы скорректировали свою работу и определили поле деятельности на будущее (рефлексия).

Уместной и убедительной является работа с таблицей, демонстрирующей создание ключевых образов французских школьников, а также аналитическая работа в сравнении себя и других. Обозначаются общие точки соприкосновения. Проанализировав полученные обобщенные данные, мы выходим на идею урока «Я люблю мир вокруг себя».

Те ученики, которые не смогут самостоятельно подойти и формулированию идеи, тоже окажутся в ситуации успеха (понимание достигнутого за счет рефлексии).

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выбор дидактической структуры оправдан (приводит к оптимальным результатам «готовый продукт»). У детей имеется возможность выбора в решении значимых для них задач. В течение всего урока отрабатываются общеучебные навыки (аналитическое исследование текста, пополнение словаря) и универсальные учебные действия (формирование когнетивных структур: построение связных ответов, конструктивный диалог, понимание знакового контекста, вычленение, приращение новой информации, применение знаний в сопоставительной ситуации, способность выбирать формы извлечения информации).

Результатом такого урока можно считать живую обратную связь, интерес к проблеме и друг другу, приращение знаний в предметной и надпредметной областях.

-11-



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика