ФГОС как общественный договор


Эссе на тему: «ФГОС как общественный договор»

Педагогическая деятельность – непрерывно развивающийся и совершенствующийся процесс, который предусматривает создание всё новых образовательных стандартов; те в свою очередь фиксируют уровень, цель и метод образовательного механизма.

Результаты научных поисков и опытно-экспериментальной работы находят своё отражение в современных стандартах второго поколения.

Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор. Отражающий согласование потребностей личности ребёнка, общества и государства в образовании, то есть стандарт базируется на взаимодействии трёх сторон.

Немаловажный вопрос, какова роль каждого из участников этого «договора», активная она или пассивная, как распределяются права и обязанности всех сторон, что можно сказать о степени вовлечённости каждого из них в образовательный «проект». Все эти вопросы отнюдь не риторические, так как любой договор требут чёткого определения «фронта работ», ожидаемых результатов и несомой ответственности. в случае внедрения ОС особенно «трепетного» и вдумчивого отношения заслуживает позиция ребёнка и (как следствие) преподавателя и родителя, поскольку все участники образовательного процесса работают в одной, теснейшей связке, являясь звеньями единой образовательной цепи. Не является секретом или государственной тайной тот факт, что учащиеся становятся объектом различных педагогических инноваций. Спору нет, методика требует «живого» экспериментального опробирования, но в том-то и дело, это должно быть неспешное, длительное, продуманное, аналитическое и аккуратное внедрение образовательных программ. Психо-интеллектуальная сфера детского сознания – тончайшая «материя», работать с которой следует максимально осторожно. Говорить о том, что в настоящее время наблюдается едва ли не тотальная профанация или категорический отказ от отработанных десятилетиями педагогических правил, принципов и установок – значит «ломиться в открытые двери». Да, педагогика – сфера во многом консервативная, и в этом есть своё благо и мудрость, так как педагогические, преподавательские отношения с ребёнком – процесс пролонгированный, дающий явные результаты, как правило, через несколько лет. Зачастую неблагодарная роль «сталкера», проводника ОС возлагается непосредственно на учителя, который следует педагогической конъюктуре. Соблюдая профессиональную субординацию, мало кто вносит свои коррективы при внедрении ОС непосредственно в процессе обучения, а ведь преподаватель – ближайший по отношению к ребёнку педагогический специалист, обладающий максимальной полнотой понимания, информированности, знающего, что актуально для каждого учащегося, а что является избыточным (сверхзадача) или факультативным. То есть при внедрении новых ОС следует минимализировать фактор ошибки, чтобы не возникали ситуации типа: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги – а по ним ходить». Ребёнок должен на любом возрастном этапе в меру своих сил понимать, чего и, главное, зачем от него требуют. Только тогда можно говорить об осознанном и эффективном обучении и ожидать непосредственных, практических результатов.

Нужно отметить, что система ОС предусматривает целенаправленность, этапность, динамичность, преемственность и эффективность процесса, формирующего развитие учащихся с учётом их возрастных особенностей.

Также не следует забывать, что работа в школе требует действенных методов обучения и воспитания.

Современные стандарты, по замыслу разработчиков, будут личностно-ориентированными, направленными на совместную, а не взаимоисключающую работу семьи, общества и государства. Поэтому и рассматривается договор как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться необходимых целей, интересующих семью, государство (государственный интерес заключается не только в обеспечении доступа к качественному образованию, но и в применении полученных знаний на практике).

Несмотря на то, что ФГОС ввели с 1 сентября 2011 года, многое остаётся неясным. Так, например, процесс овладения личностно-ориентированной методикой и идеями её реализации в массовой школе идёт медленно. Для того, чтобы данная система эффективно работала, каждому участнику общественного договора необходимо чётко видеть перспективу и нести ответственность, выполнять свои обязанности и обязательства.

Прежде чем перейти к реализации стандартов нового поколения, важно, чтобы государство со своей стороны обеспечило следующее:

Обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами, в том числе педагогами дополнительного образования.

Оснащение школ информационно-техническим оборудованием.

Наличие УМК, который соответствовал бы новым стандартам (покажет практика).

Оптимальная наполняемость классов (15 – 20 человек).

Достаточное финансирование школ, лицеев, гимназий.

Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы школа выпускала личность, которая смогла бы себя полностью реализовать в общественной жизни.

Семья должна не только осуществлять контроль, но и оказывать помощь и содействие в решении такой сложной задачи, как воспитание и обучение гражданина России. Семья вправе требовать качества образовательных услуг, но со своей стороны обязана контролировать, направлять, нацеливать ребёнка на дальнейшую самореализацию.

Учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), что создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самообразование.

Ученикам необходимо научиться логически и нестандартно мыслить, отстаивая свою точку зрения, закреплять практические навыки.

Родители должны постараться найти ориентир для более глубокого изучения предметов, помочь ребёнку в организации дополнительных занятий, найти возможность развития интереса к учёбе.

Преподаватели получат дополнительные возможности разнообразить работу на уроке, сформировать в детях умение самостоятельно добывать знания, работать с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.

Таким образом, стандарт как общественный договор является механизмом реализации как конституционного права каждого ребёнка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.

Хочется надеяться, что каждый из участников общественного договора заинтересован в конечном результате…

Усович Елена Анатольевна






See also:
Яндекс.Метрика