ФГОС Диагностика по оценке ууд учащихся 1 классов


Проектирование

диагностической карты

по оценке универсальных учебных действий

учащихся 1-х классов

Данное пособие содержит методические рекомендации по проектированию диагностической карты по оценке сформированности универсальных учебных действий, примерные диагностические карты по оценке универсальных учебных действий первоклассников, разработанные учителями общеобразовательных учреждений города Ижевска. Пособие будет интересно учителям первых классов, а также руководящим работникам, курирующим введение и реализацию ФГОС второго поколения в общеобразовательном учреждении.

Глоссарий

ФГОС — Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. №373), нормативно-правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования учреждениями, имеющие государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Метапредметные требования – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

УУД — универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком (психологическом) значении — это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД –познавательные, коммуникативные, регулятивные (подходы Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева. Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова)

Действие – единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая обучающимся и направленная на достижение целей и задач обучения.

Коммуникативные УУД – умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками (умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение иной точки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы и правильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика, поза, жесты, интонация и др.)

Регулятивные УУД – действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала.

Познавательные УУД – общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулировании познавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощью компьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкого спектра логических действий и операций.

Алгоритм создания диагностической карты по оценке УУД образовательным учреждением.

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Существует множество различных технологий по формированию универсальных учебных действий, но недостаточно подробно говорится об оценке полученных результатов. Наше методическое объединение начальных классов также задалось вопросом: как мы будем осуществлять оценку сформированности универсальных действий?

Выше уже упоминалось о психологической составляющей УУД, а психология в своих исследованиях часто опирается на тестирование и метод наблюдения. Многие авторы УМК уже разработали свои тестовые, диагностические работы по определению уровня сформированности УУД. Однако некоторые задания дают неоднозначные ответы на вопросы, которые могут спровоцировать ученика на неверный ответ. Поэтому для оценки формирования УУД мы выбрали метод наблюдения, который позволяет отслеживать действия учащихся на протяжении длительного времени.

Для фиксации результатов мы разработали диагностическую карту, которую может создать каждое учебное заведение по следующему алгоритму.

Утверждение на методическом объединении и применение

Основная образовательная программа

образовательного учреждения.

Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования.

Программа формирования УУД у 1-х

классов (регулятивные, познавательные,

коммуникативные учебные действия).

Коррекция

ДАННЫЕ ШАГИ МОГУТ БЫТЬ ПРОПУЩЕНЫ.

Апробация

Разработка критериев, соотнесение их с уровнями.

Подробнее остановимся на данном алгоритме. В первую очередь при составлении технологической карты следует обратиться к основной общеобразовательной программе образовательного учреждения, рассмотрев раздел программы по формированию УУД у обучающихся ступени начального образования. Затем находим пункт, посвященный формированию конкретным УУД на конец 1 класса. Из 4-х видов универсальных действий исключаем личностные результаты.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

К каждому направлению УУД разрабатываем критерии, соотносим их с уровнями.

При проектировании диагностической карты мы также решили учесть следующие характеристики: ориентир на главное (в критериях должны учитываться все ключевые моменты), простота (она должна быть понятна учителю, родителям), небольшой объём (на заполнение данной карты должно уходить мало времени).

Используя метод наблюдения, учитель фиксирует результат в карте, обводя количество баллов, соответствующее нужному критерию, затем по обобщённым данным подводит итог, который в свою очередь заносит в сводную ведомость по классу. Таким образом, по полученным результатам учитель, администрация школы могут осуществлять мониторинг уровня развития УУД.

Готовую диагностическую карту мы апробировали, внесли соответствующие коррективы. Данный шаг образовательное учреждение может пропустить и воспользоваться готовыми диагностическими картами, разработанными авторами различных УМК.

Оценку универсальных учебных действий мы советуем производить в первом полугодии и в конце года, таким образом будет прослеживаться динамика развития ребёнка.

Представим готовую диагностическую карту. Наш готовый продукт не является догмой. Каждая школа, имея своё направление развития, может найти свой путь решения фиксирования результатов формирования универсальных действий. Но надеемся, что наш готовый результат поможет в оценке планируемых результатов

Диагностическая карта формирования УУД на конец 1 класса.

УУД

Критерии

Балл

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

Не может организовать своё место.

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя.

2

Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем.

1

Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя.

2

Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем.

1

Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

4

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Может использовать в своей деятельности простейшие приборы.

2

Необходима помощь учителя в использовании простейших приборов.

1

Не может пользоваться простейшими приборами даже после дополнительной помощи учителя.

0

5

Оценка результатов своей работы.

Умеет объективно оценивать свою работу и соотносить с готовым результатом.

2

При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке.

1

Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Умеет ориентироваться в учебнике.

2

Ориентируется в учебнике после повторного напоминания учителя.

1

Не умеет ориентироваться в учебнике.

0

2

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике.

1

Не отвечает на вопросы учителя.

0

3

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки)

2

Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя.

1

Не может сравнить предметы.

0

4

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

2

Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков.

1

Не может сгруппировать предметы.

0

5

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2

При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное.

1

Не может определить тему, не может пересказать прочитанное.

0

ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень, 8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Участвует в диалоге.

2

Участвует в диалоге по просьбе учителя.

1

Не участвует в диалоге.

0

2.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2

Испытывает трудности при ответах на вопросы.

1

Не отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

0

3

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

2

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя.

1

Не соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

0

4

Слушать и понимать речь других.

Слушает и понимать речь других.

2

Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников.

1

Не слушает и не понимает речь других.

0

5

Участвовать в паре.

Может участвовать в паре с любым учеником

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика