Факультативный курс Основы программирования на языке Turbo Pascal для 10-11 классов 1


Факультативный курс «Основы программирования на языке Turbo Pascal ».

(для 10-11 классов, 1 час в неделю.)

Составил учитель информатики МОУ СОШ№47

Арапова Е.В.

Владимир 2011.

Программа факультативного курса составлена, используя опыт работы учителей информатики МОУ МУК №3 города Костромы в течение 1990-2009 г.г.

Пояснительная записка.

В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавания информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с тем ФИПИ требует знаний учащихся в старом объеме курса информатики, особенно в части знания программирования. Так из 32 экзаменационных заданий 11 – проверка знаний алгоритмизации и программирования.

Переход на профильное преподавание информатики, задачу подготовки к ЕГЭ не решает по ряду объективных причин. Статистика итогов проведения ЕГЭ по информатике показывает, что умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности составляет всего 12%. Приказ МО РФ №365 ставит задачу значительного улучшения преподавания информатики и в частности программирования, так как для поступления на многие инженерные специальности требуется сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Факультатив по языку программирования Pascal предназначен для практического изучения языка программирования различными способами.

Базовый курс информатики и ИКТ содержит три фундаментальных раздела — «Алгоритмы», «Программирование» и «Информационное моделирование». Эти разделы представляют собой фундамент заданий ЕГЭ по информатике. Федеральная предметная комиссия по информатике на основе результатов единого государственного экзамена по информатике отмечает, что в КИМ отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Экзаменуемому требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

В частности на уровне воспроизведения знаний проверяется из трех выше перечисленных разделов фундаментальный теоретический материал:

— понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

— основные алгоритмические конструкции;

— основные элементы программирования;

— основные элементы математической логики;

— основные типы информационных моделей;

— программное обеспечение;

Умения применять свои знания в стандартной ситуации входят во все три части экзаменационной работы:

— использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

— формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;

— создавать и преобразовывать логические выражения;

— оценивать результат работы известного программного обеспечения;

— формулировать запросы к базам данных;

Умения применять свои знания в новой ситуации входят во вторую и третью части работы:

— решать сложные логические высказывания;

— анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

— реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Приемные комиссии вузов указывают, что именно задачи на программирование являются для них определяющими при принятии решения о приеме абитуриентов на обучение.

Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Из выше сказанного следует, что нельзя значительно сокращать раздел алгоритмизации и программирования. Чтобы этого не было и вводится факультатив в 10-11 классе.

Предлагаемый факультатив поможет научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

Цели курса:

научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня.

Задачи курса:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач на компьютере и самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач

Овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости

Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач.

Тематическое планирование учебного материала.

Название темы.

Кол-во часов.

Тематическое планирование учебного материала для 10 класса.

Знакомство с редактором Turbo Pascal 7.0. Стандартные функции. Математические вычисления. Структура программы. Оператор вывода.

1

ЭВМ в режиме калькулятора.

1

Линейная программа.

1

Решение физических задач.

2

Оператор условного перехода

1

Оператор условного перехода. Логические связки AND, NOT, OR.

1

Оператор условного перехода. Операторные скобки BEGIN…END.

Решение квадратного уравнения.

1

Оператор варианта

1

Вычисление площадей фигур

2

Циклические процессы. Цикл с предусловием (цикл «ПОКА»).

2

Циклические процессы. Цикл с постусловием (цикл «ДО»).

2

Циклические процессы. Цикл с заданным параметром (цикл “ДЛЯ”).

2

Сумма. Произведение. Табулирование

2

Применение ширины поля вывода и оператора GOTOXY(x,y).

1

Вложенные циклы. Таблица Пифагора

1

Процедуры.

1

Процедуры. Локальные и глобальные переменные.

1

Процедуры с параметрами. Параметры-значения, параметры-переменные

3

Функции.

3 часа

Повторение.

3

Резерв.

2

Тематическое планирование учебного материала для 11 класса.

25. Строковые функции. Процедуры над строковыми функциями.

Обработка строковых величин.

3

МАССИВЫ. Заполнение и вывод массивов.

2

Суммирование элементов массива

1

Сумма элементов массива по условию.

2

Определение числа элементов массива по условию.

2

Сумма двух одинаковых по размеру массивов.

1

Объединение двух массивов с чередованием элементов.

2

Инвертирование массива.

1

Формирование массива из элементов другого массива, по заданному условию.

2

Поиск максимального элемента в массиве с запоминанием его положения (индекса).

1

Поиск заданного элемента в массиве.

1

Упорядочение массива.

3

Матрицы. Ввод и вывод матриц.

1

Сумма элементов матрицы.

1

Вычисление следа матрицы. Вычисление суммы элементов строк матрицы.

3

Записи.

1

Файлы.

1

Задачи оптимизации

3

Знакомство с IBM.

2

Резерв.

2






See also:
Яндекс.Метрика