Факультатив Развитие речи


Развитие речи.

(Факультатив)

34 часа (1 час в неделю )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, — вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на  34 учебных недели в год – 1 час в неделю.

Цели и задачи программы

  Цель:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;

совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

  говорения, слушания,  письма и чтения;

формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творчески способностей.

 

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

            взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 — мотив;

 — цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

  и т.д.);

— замысел (зачем говорю);

— ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

— планирование (что и как скажу);

 — реализация (что и зачем услышу);

 — контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

Что такое речь, предложение, текст.

Как писать изложение, сочинение.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.

Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.

Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.

 Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.

Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.

Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.

Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.

Создавать тексты освоенных жанров.

Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).

Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.

Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.

Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).

 

 

№ п/п

Тема занятий

 

 

Задачи

Дата

По плану

По факту

1.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

 

 

2.

 Сочинение в рисунках. (Пиктография).

 Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.

 

3.

 Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.

Знакомить с этимологией слов. Учить работать деформированным текстом.

4.

 Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая.

 Учить сочинять сказки на заданную тему.

 

5.

Какие слова меня больше всего обижают и радуют.

Учить различать распространённые и нераспространённые предложения; писать сочинения-миниатюры.

6.

 Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

 

 Написать сочинение на заданную тему.

7.

  Значение и выразительные возможности слов «смеяться», «плакать».

 Работа с деформированными предложениями, учить составлять «словарик настроение».

 

8.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «доброта».

 Работать над пословицами, значением слов. Работа с текстом.

9.

 Обучение сочинению стихов.

 

 Учить сочинять стихи по заданной рифме.

 

10.

 Моя мечта.

Работа со словами с непроверяемыми орфограммами, знакомство с их этимологическим значением. 

11.

Что я чувствую и представляю, когда слышу слово «дружба»

Работать с фразеологизмами, составлять план к сочинению, иллюстрировать сочинения. 

 

 

12.

 Сравнительное описание птиц.

Учить писать сочинения-описание. 

 

13.

 Моя любимая одежда

 Учить писать сочинение-описание.

 

14.

 Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

 Научить писать письмо – поздравление.

15.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

  Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

16.

 

 Что я умею делать

Работа с деформированным текстом. 

 

 

17.

 Я хочу быть.

Учить писать текст-повествование. 

 

18.

Олимпиада

Повторить и обобщить и проверить знания о речи, предложении, тексте.

 

.

19.

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование) по теме «Моя школа, мой класс»

 

Учить составлять тексты разного типа.

20.

Редактирование текста.

 

 

Учить редактировать текст.

 

 

 

21.

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

Научить писать сочинение – отзыв.

 

 

22.

Изложение текста по готовому плану.

 

Учить писать изложение по готовому плану.

 

 

.

23.

Подробное изложение по измененному плану.

Учить писать подробное изложение по готовому плану.

 

24.

Изложение текста – повествования.

 

Учить писать изложение текста – повествования.

 

 

25.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика