Факультатив Награды России


НАГРАДЫ РОССИИ

Актуальность курса.

Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8-9 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса — ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства — эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с наградами России периода 1698-1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.

Для удобства представленные материалы разделены на темы, каждая из которых содержит историю создания награды, ее описание, а также интересные исторические сведения, связанные с ее судьбой, характеристики и биографические данные исторических лиц, представленных к награде. В теме «Награды современной Россию» можно познакомиться со статутами (статут – описание ордена, порядок награждения орденом и его ношения) и положениями орденов и медалей. Учащиеся узнают о первых героях и орденоносцах новой России. Также в книгу включен дополнительный материал по отдельным темам, который будет интересен как учителю, так и его ученикам. В иллюстрировании занятий огромную помощь может оказать наглядное пособие «Государственная символика России» (компакт-диск, выпушенный издательством ЦНСО в 2003 г.).

Курс рассчитан на 34 часа. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической Игры.

Цель курса: познакомить учащихся с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной историческойдисциплиной — фалеристикой.

Задачи курса:

. научить учащихся видеть в каждой награде исторический источник, который может многое рассказать об истории Российского государства;

. раскрыть смысл награды как символа государства;

. развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;

. подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально — гуманитарного профиля;

. продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Требования» уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны:

. знать понятия, используемые в элективном курсе;

. владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;

. уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученнойинформации (в том числе с помощью Интернет — ресурсов);

. уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.

Тематическое планирование

Тема

Формы работы

Цели занятия

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

1

Фалеристика — наука о медалях и наградах

Лекция

Познакомить с основными понятиями курса, фалеристики.

2

2

Первые награды России

Сообщения учащихся

Дать представление о первых российских наградах, причинах их появления.

2

3

Наградная система Петра 1

Сообщения учащихся

Сформировать представление об изменениях в наградной системе во времена правления Петра 1.

3

4

История российских орденов

Сообщения учащихся

Познакомить с орденами времен Екатерины 2, получателями этих наград.

4

5

Наградные медали Российской империи

Сообщения учащихся

Познакомить с традициями награждения «общими» наградами в России, боевыми победами воинов.

6

6

Награды Первой мировой войны

Сообщения учащихся

Дать представление о наградах Первой мировой войны.

3

7

Наградная система СССР

Сообщения учащихся

Сформировать представление о наградной системе СССР, главными орденами и медалями страны.

4

8

Награды Великой Oтeчественной войны

Сообщения учащихся

Познакомить с героями Великой отечественной войны, их подвигами и наградами. Дать представление о том, в каких ситуациях вручались те или иные награды.

4

9

Награды современной России

Сообщения учащихся

Познакомить с наградным законодательством, Высшими наградами государства, с современными героями России.

2

10

Историческая игра. Устный журнал

Игра

Закрепить знания о наградах России в игровой форме.

2

Словарь элективного курса

Аверс — лицевая сторона монеты или медали.

Бант — орденская лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.

Барельеф — изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Вензель — эмблема, составленная из букв, означающих инициaлы имени какого-либо лица. Буквы обычно переплетались и составляли узор. В фалеристике используются вензеля монархов и святых (в чью Честь учреждались награды).

Герой — человек, совершивший подвиг, исключительныйпо своей храбрости, смелости, доблести и самоотверженности.

Звезда — наградной знак в виде пятиконечной звезды.

Знак отличия — ордена, медали, нагрудные знаки, которыми награждаются за особые заслуги.

Кавалер (ордена) — человек, награжденный орденом, орденоносец. Полный кавалер — награжденный всеми степенями ордена.

Капитул (от лат. — главный) — капитул ордена учреждение, ведавшее пожалованием и выдачей орденов в царской России, учрежденное в 1797 г. императором Павлом 1. Во главе капитула стоял Канцлер, совмещавший эту должность с должностью министра двора.

Чеканка (медалей) — отделочная операция, связанная с изготовлением медалей.

Штифт — металлический стержень для неподвижного крепления награды к одежде.

Фалера — нагрудный воинский знак в Древнем Риме.

Фалерист — 1) специалист в области фалеристики; 2) коллекционер наград и нагрудных знаков.

Фалеристика (от лат. — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия; от греч. — металлические бляхи, побрякушки) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знак6вотличия; коллекционирование знаков, нагрудных знаков и Т.д.

Финифть — то же, что эмаль..

Эмаль — техника, применяемая в ювелирном искусстве, при которой окрашенная специальными красками масса наносится на обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Эмблема (от греч. — рельефное украшение) — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.

Эфес — рукоять холодного оружия.

Список рекомендуемой литературы

1. 100 великих наград / Aвт.-сост. НА Ионина. М., 2006.

2. Балязин В.Н, Дуров В.А., Казакевич А.Н Самые знаменитые награды России. М., 2000.

3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 1990.

4. Можейко И.В., Сивова НА., Соболева НА. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М., 2003.

5. Государственные награды России. Экспозиция в Московском Кремле, посвященная 300-летней истории российских наград. 1698-1998. М., 1998.

6. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 1993. 7. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.

8. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала хх в. М., 1997. 9. Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов

и медалей России. Ростов н/Д; М., 2008.

10. Ильинский В.Н Значки и их коллекционирование. М., 1974. 11. Мурашев1.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.

12. Никитина В.М Старинные русские ордена. М., 1997.






See also:
Яндекс.Метрика