Факультатив Наглядная геометрия


Факультатив «Наглядная геометрия».

Пояснительная записка.

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 урока.

Учебно –методическое обеспечение:

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.

Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3-ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006

Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

4 класс

п/п

Дата

Тема

Содержание

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся (результат)

1

Повторение изученного в 3 классе

Повторить и откорректировать знания детей.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться чертёжными принадлежностями;

— составлять узоры по клеткам;

— повторять и усложнять изображаемый предмет;

— задавать множество перечислением;

— чертить диаграмму Венна;

— обозначать элементы множества;

— обозначать пустое множество;

— изображать пересечение и объединение множеств.

Знать:

-что такое множество, подмножество;

— равные множества;

— знаки U, ∩, с, ¢,

2

Программа действий. Алгоритм.

Алгоритм. Виды алгоритмов.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться алгоритмом.

3

Программа с вопросами. Виды алгоритмов

4

Работа по алгоритму.

5

Равносторонний и равнобедренный треугольники. Построение треугольников.

Высота треугольника. Биссектриса.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться алгоритмом;

— строить равносторонний и равнобедренный треугольники.

6-7-8

Площадь. Вычисление площади фигуры сложной конфигурации.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться чертёжными принадлежностями;

— находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

— находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;

— находить площадь фигур сложной конфигурации;

Знать: — назначение палетки;

— единицы измерения площади;

— формулу вычисления площади.

9

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

Различие между плоскими и объёмными фигурами.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

конструировать объёмное тело из пластилина, проволоки, бумаги;

— находить площадь полной поверхности геометрического тела;

— изготавливать игральный кубик для настольных игр;

— мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы;

— анализировать геометрические формы.

10

Объемные геометрические фигуры. Куб.

Объёмная геометрическая фигура – куб.

Развёртка куба.

Площадь полной поверхности куба.

Изготовление игрального кубика для настольных игр.

11

Куб. Площадь полной поверхности куба.

12

Знакомство со свойствами игрального кубика.

13

Объемные геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед .

Объёмная геометрическая фигура – прямоугольный параллелепипед.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.

14

Объемные геометрические фигуры. Цилиндр.

Объёмная геометрическая фигура – цилиндр.

Развёртка цилиндра.

15

Объемные геометрические фигуры. Конус.

Объёмная геометрическая фигура – конус.

Развёртка конуса.

16

Объемные геометрические фигуры. Пирамида.

Объёмная геометрическая фигура – пирамида. Виды пирамид.

Развёртка пирамиды. Высота пирамиды.

Египетские пирамиды. Пирамиды в Канаде.

17

Объемные геометрические фигуры. Шар.

Объёмная геометрическая фигура- шар.

18

Обобщение изученного по теме: «Объемные геометрические фигуры (тела)»

Повторить и откорректировать знания детей по теме.

19

Объём фигур.

Познакомить с формулой объёма фигур.

Единицы измерения объёма.

V = а∙а∙а; V = а∙в∙с

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— находить объём фигур по формулам.

Знать:

— единицы измерения объёма;

— формулу вычисления объёма.

20

Объём куба. Объём прямоугольного параллелепипеда.

21-22

Решение задач на нахождение площади, периметра, объёма с использованием формул

Решение задач.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

Знать:

— единицы измерения периметра, площади, объёма;

— формулы вычисления периметра, площади, объёма.

23

Числовой луч.

Понятие числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться чертёжными принадлежностями

— определять координаты точки;

— строить точки на числовом луче.

24

Сетки. Координатная плоскость.

Повторить построение координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Учить ориентироваться по координатам точек на плоскости.

Познакомить с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс.

Уметь:

— пользоваться изученной математической терминологией;

— пользоваться чертёжными принадлежностями;

— составлять узоры по клеткам;

— определять координаты точки;

— ориентироваться по координатам точек на плоскости;

— строить точки на числовом луче;

— строить координатный угол;

— читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

— строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

25

Координатная плоскость.

26

Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика