Это интересно


5 класс

Волшебная ложка:

Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед своим повелителем.

— О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого шёлкового пути и в условленном месте увидел навьюченных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершил под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звёзд, а днём солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали я не знал. В центре китаец установил железную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут произошло нечто удивительное: ложка, без человеческой помощи, повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным положение. «Колдовство! – воскликнул я – но чем оно может помочь нам?» — Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.

Китайское лекарство:

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

— Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

— Лекарство редко бывает приятным на вкус, — убеждает врач, — но оно вернёт тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее.

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством. Любят пить ежедневно миллионы людей.

КОНФУЦИЙ

Родился в царстве Лу, в семье представителя обедневшей боковой ветви местного аристократического рода. Он рано остался сиротой и должен был пробиваться в жизни собственными силами. В молодости Конфуций занимал незначительную должность хранителя амбаров. В 30 лет создал свою школу, в которой стал проповедовать «возврат к древности».

Самая краткая формулировка его учения содержится в его ответе Цзин-Чуну (царю государства Ци). На вопрос, как управлять государством, Конфуций ответил: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном».

УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ

Цзюнь Цзы – благородный муж, идеальный руководитель государства.

Человек, воспитавший в себе основное, необходимое для руководителя качество – Жень (человеколюбие): почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброту.

Если человек почтителен, то его не презирают;

Если человек обходителен, то его поддерживают;

Если человек правдив, то ему доверяют;

Если человек сметлив, то он добивается успехов;

Если человек добр, он может использовать других.

«Зачем управлять государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль низкого человека подобна траве. Трава кланяется туда, куда дует ветер».

Цзюнь цзы должен был не только обладать жэнь. Но в совершенстве знать ли («правила») и эю («музыка»). Ли включала в себя в широком смысле правила поведения людей на все случаи жизни. Впоследствии ученики Конфуция свели все эти правила внешней учтивости и церемоний в единый свод «Линцзи».

Управлять государством надо ненасильственными методами, помогать Цзюнь Цзы должны были мудрецы (философы). Назначение на должности должно было происходить не по признаку происхождения, а по признаку образованности и морального превосходства.

Басни

Кого обходит удача

У крестьянина Суна был небольшой огород. Не жалея сил, Сун трудился на своём огороде. И потому каждую осень собирал хороший урожай. Сунн продавал на базаре редьку, капусту, бобы, огурцы, горох и кое-как сводил концы с концами. Однажды, когда Сун пропалывал свои грядки, из кустов стремительно выскочил большой заяц, ударился с разбегу о дубок и замертво свалился к ногам Суна.

— Вот удача! – обрадовался Сун. – Без всяких трудов получил и мясо и мех. Мясо съем, а мех продам и куплю себе рису. И, забыв о прополке грядок, Сунн побежал на базар продавать заячью шкуру. Утром Сунн снова пришёл на огород. На этот раз он и не собирался поливать и пропалывать свои грядки. Он уселся у дубка и стал ждать, когда из кустов выбежит новый заяц и замертво упадёт к его ногам. Сунн просидел до вечера, но зайца не дождался. С этого дня, забыв об огороде, Сунн каждое утро усаживался под деревом и ждал зайца. Огород его зарос сорняком, овощи без поливки завяли, а Сун сидел и ждал зайца. Но зайцы больше не забегали на его огород. Осенью, когда соседи собирали богатый урожай, печальный Сунн выдёргивал из своих грядок бурьян и крапиву. И, глядя на урожай соседей, говорил сердито: — Несправедливо! Соседям боги послали удачу, а меня обошли!

Не знал Сунн одного: кто не работает, к тому удача не приходит.

Ответ мудреца

У мудрого Конфуция было три славных ученика: Гунн, Лу и Чжан. Однажды странствующий монах спросил старца: — Что скажите вы о своём ученике Гунне? Старец ответил: — Даже учёные восхищаются разумом Гунна! – А какие достоинства у Лу? – Храбрость его превосходит мужество знаменитых воинов! – А каков ваш третий ученик? — трудолюбие Чжана достойно восхищения! Услыхав слова старца, монах удивился: — Если Гун так умён, если Лу храбр, а Чжан трудолюбив, – чему же им ещё учиться у вас? Конфуций ответил: — Гун умён, но ленив, Лу храбр, но неблагоразумен, чжан трудолюбив, но завистлив. Гун не знает, что ум не приносит счастья ленивцу. Лу не знает. Что храбрость без осторожности ведёт к гибели. Чжан не знает, что радость не живёт вместе с завистью. И пока они не постигнут эти истины, я буду их учителем, а они моими послушными учениками.






See also:
Яндекс.Метрика