Этнокультурный компонент в обучении географии


Этнокультурный компонент в обучении географии.

Д.М.Фахуртдинова, учитель географии МОУ «СОШ №4» ЗМР РТ.

Одним из трех компонентов государственного стандарта общего образования РФ является региональный (национально-региональный) компонент. Устанавливается он субъектом Российской Федерации, в частности нашей Республикой Татарстан. При изучении своего региона учащиеся знакомятся и с его этнокультурными особенностями -особенностями жизни и быта народов.

Первые научные шаги в области изучения духовной и материальной культуры татар начинаются более двухсот лет назад и связаны они с именами академиков С.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.И. Лепехина. В 70-х гг. XVIII в., совершая длительные путешествия по Российской империи, побывали и в татарских селах, о которых они оставили интересные сведения. Большой вклад по этнографии татар оставили крупнейший татарский ученый историк Ш. Марджани, татарский просветитель К. Насыри, этнограф Г. Ахмаров («О языке и народности мишарей», «Свадебные обряды казанских татар» и др.). Учащиеся наверняка смогут и сами назвать имена некоторых деятелей, а возможно и названия их трудов по этнографии. Здесь можно опереться на знания учащихся по татарской литературе и истории Татарстана.

Традиционная материальная и духовная культура является общей для всех групп татар Поволжья и Приуралья и в то же время она отличает их от других народов. Эта культура свидетельствует о длительном пути формирования татар, об их прочной оседлости и относительно высоком уровне развития. Вместе с тем она показывает, как много в духовную и материальную культуру татар проникло со стороны их поволжских соседей -финно-угорских народов и русского населения, в дружбе с которыми в течение многих столетий практически и формировался сам татарский народ.

Изучение этнографии региона можно провести в нескольких направлениях, используя работу в группах. Учащимся можно предложить изучить:

название народа — этноним татары;

историю заселения территории;

занятия казанских татар и татар-мишаров;

женские украшения казанских татар (татар-мишар, татар-кряшен);

современные обряды татар;

праздники и обычаи татар;

особенности быта татар Поволжья;

пища татар;

одежда татар;

10)народное творчество татар (можно разбить на различные жанры).

Результатом работы учащихся может стать семинар, где учащиеся смогут поделиться друг с другом своими наработками. Ребята могут представить разные формы работ: сообщения, рефераты, альбомы, буклеты, мини-выставки (украшения, одежда и т.п.), музыкальные выступления, компьютерные презентации и другие формы.

Одной из форм изучения этнографии РТ может стать анализ топонимических названий на карте Татарстана. Как эти названия попали на карту, что они обозначают, о чем они нам могут рассказать.

Этнокультурные особенности края можно рассмотреть, используя работу краеведческих музеев.

Одним из целей изучения географии является воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде. Добиться этих целей можно не только, изучая особенности данного края, а рассматривая также и её этнографию. Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней средствами искусства и представления, сложившиеся в рамках религии. Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.

Обязательными условиями воспитания учащихся являются воздействие на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведение самостоятельных творческих работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. А все это необходимо для формирования у учащихся ключевых компетенций — готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине — это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в её развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо её знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине. Изучение этнокультурного компонента позволяет в полной мере решить эту задачу.

Литература.

Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2008.

А.Х.Халиков. «Татарский народ и его предки». Казань. Татарскоекнижное издательство. 1989.

Ю.С.Андрюшова. «Роль географии в воспитании личности школьника»//География в школе — 2001 — №4.






See also:
Яндекс.Метрика