Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием


Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.

Анисимова Вера Владимировна,

учитель начальных слов.

Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими и противоположными по смыслу.

Поэтому необходимо научить учащихся объяснить, какой характерный признак положен в основу названия предмета, устанавливать родство между словами, объяснить их современное значение и написание.

На помощь в этом случае может прийти этимологический анализ. Он способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, воспитывает языковое чутье, любовь к родному языку, повышает общую языковую культуру школьников.

Слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Хотя известно, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто обращает внимание на какой – то очень характерный признак предмета и по этому признаку называет его. Поэтому написание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых, так и в словах, родственных: «сабака», «сабачка», «марковь» и т.п. Из всего сказанного следует, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ слова или этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его написание. Например: малина – в основу был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».

Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом. Работу при этом можно построить в следующем порядке:

1. Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный заукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2.Сообщение учащимся этимологической справки.

3..Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

4. Подбор однокоренных слов.

5.Составление предложений, словосочетаний, запись с комментированием с использованием этимологии для объяснения правописания.

Знакомство со словом «медведь».

(фрагмент урока)

Цель: отработать правильное написание слова медведь, используя этимологическую справку.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».

Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка с представленным словом медведь.

Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную.

-Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?

-Как вы думаете, почему же это животное назвали медведем?

Сообщение этимологической справки.

— Действительно это крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами назвали так потому, что он знает, в е д а е т, где найти в лесу мёд.

Медведь – мёд, ведающий, «знающий, где есть мёд». Вот почему слово медведь (учитель обращает внимание на написание слова) пишется с буквой е, потому что он любит ведать, где находится мёд.

-Эй, медведь, на вопрос ответь.

-Какой вопрос, стрекотуха?

-Почему тебя медведем зовут?

-Хе-хе! Бестолковая птица. Мёд-ведь – значит. Мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Н. Сладков)

-Теперь нам понятно, почему медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд.

-Давайте напишем это слово в тетради правильно и запомним его написание. Поставим ударение. На какой слог оно падает? Назовите первый слог? Какая в нем безударная гласная? Почему?

На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», для объяснения написания.






See also:
Яндекс.Метрика