Этика в профессиональной культуре учителя


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

работников образования Московской области

( ГОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

Этика в профессиональной культуре педагога

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество.

Актуальные проблемы психологии и педагогики »

Слушатель:

Макар Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №7

города Чехова

Научный руководитель проекта:

Воробьева Алла Васильевна,

старший преподаватель

ГОУ Педагогическая академия

2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2

Зарождение и развитие педагогической этики…………………………………… 4

Категории педагогической этики……………………………………………………… 5

Нравственное самовоспитание педагога…………………………………………… 7

Основные нормы этического кодекса педагога……………………………….. 8

Заключение ………………………………………………………………. 11

Список литературы………………………………………………………. 11

Введение

Смена общественно-политического и экономического строя в России в конце прошлого века вызвала, в свою очередь, смену нравственно-ценностных ориентаций. В настоящее время самой большой ценностью, в соответствии с провозглашенными принципами демократизации и гуманизма, признается свободная, гармонично и всесторонне развитая и образованная личность, способная жить и творчески работать в современных условиях постоянно меняющегося мира. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит одной из основных задач современной школы — «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Невозможно развивать воспитательный потенциал школы, не принимая во внимание профессиональную позицию учителя, его взгляд на воспитание как приоритетное направление профессиональной деятельности. В условиях модернизации российской системы образования всё более высокие требования предъявляются не только к знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия.

Личность учителя, его профессиональная компетентность, духовное богатство сегодня, как и всегда в истории оказываются наиболее важными условиями эффективности процесса обучения и воспитания, какая бы система ни была положена в его основу. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Очень важно особенно сейчас, когда ощущается дефицит нравственности, возложить на педагогов функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям «не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя сегодня актуальна.

Цель исследования: способствовать повышению уровня морально — педагогической подготовки учителя и вооружению его знаниями, пользуясь которыми, предоставляется возможность более эффективного решения противоречий учебно-воспитательного процесса.

Задачи исследования:

представление сущности педагогической этики и категорий, её составляющих;

определение роли и места этики в профессиональной культуре педагога;

рассмотрение условий соблюдения этических норм в школе.

Объектом исследования является профессиональная культура педагога.

Предметом исследования является роль профессиональной педагогической этики учителя в оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Для реализации задач и достижения цели использовали методы научно-педагогического исследования:

изучение и анализ литературы по соответствующему разделу;

опрос мнений педагогов и обучающихся МБОУ гимназии №7 г. Чехова;

подбор и систематизация дополнительных тематических материалов.

Практическая значимость может быть обусловлена тем, что работа может быть рекомендована широкому кругу педагогической общественности для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Воспитателем и учителем надо родиться:

им руководит прирожденный такт

И. Дистервег

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной из её составляющих является педагогическая этика.

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) — учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Зарождение и развитие педагогической этики

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности — профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне — его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие — в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребёнка», не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова — он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался В. А. Сухомлинский. Он подчёркивал, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы.

Категории педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – педагогическая справедливость, профессиональный педагогический долг, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

Сущности и функции педагогической морали.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Нравственное сознание педагога.

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

Нравственные отношения педагога.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности. Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.

Нравственная деятельность педагога.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Нравственное самовоспитание педагога

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Свод правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их и при этом добиться желаемого результата:

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.

Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.

Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.

Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.

Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете.

Основные нормы этического кодекса педагога

Основные нормы этического кодекса педагога определяют совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулируют его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Их основу составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

I. Личность педагога

Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.

Для педагога необходимо постоянное обновление.

II. Ответственность

Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.

Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

III. Авторитет, честь, репутация

Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

Авторитет педагога основывается на компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

Педагог дорожит своей репутацией.

IV. Взаимоотношения с другими лицами

Общение педагога с воспитанниками

Педагог выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не должно быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Общение между педагогами

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

Педагоги избегают необоснованных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

Педагоги образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в образовательном учреждении, а не за его пределами.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Взаимоотношения с администрацией

Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

Оценки и решения директора образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

Отношения с родителями (опекунами, попечителями) учеников

Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (опекунами, попечителями) учеников.

Педагог консультирует родителей (опекунов, попечителей) по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

Отношения педагогов с родителями (опекунами, попечителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.

V. Взаимоотношения с обществом

Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.

Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает конфликтов. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключение

Профессионально-педагогическая этика — сложная система моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)

Список использованной литературы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», сайт — mon.gov.ru

А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2011.

Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978.

Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986.

И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988.






See also:
Яндекс.Метрика