Этическое занятие Всё начинается со слова


Словом можно убить. Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Вадим Шефнер

С.Н.ЛЫСЕНКО, Т.П.МОРОЗ

Этическое занятие: «Всё начинается со слова»

— Добрый день! Мы приветствуем вас на нашем этическом занятии.

-Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф.

-Скажите, о чём сегодня у нас с вами пойдёт разговор? (Ответы)

-Определите тему нашего занятия.

-Как вы думаете, откуда взяты эти строки:

«Всё начинается со слова»?

Действительно эти строки взяты из Библии: вначале было Слово…

Всё живое на Земле может чувствовать, излучать свой собственный Свет. Но даром осмысленного слова на Земле обладает только человек.

Скажите, пожалуйста, где оставляет свой след любая мысль, слово, дело? (Ответы).

(Всякая мысль, слово и дело записываются в Вечной Книге Жизни на безмерном пространстве Совести).

Нужное слово должно прозвучать в нужное время, в нужном месте и в определённой последовательности.

-Подумайте, отчего зависит, каким станет человек ,добрым или злым, будет приносить счастье или горе? (Ответы).

Каждый человек- волшебник. От чистоты его помыслов зависит всё, кем он станет в жизни.

— Каким образом наша речь и мысли воздействуют на нас самих и на окружающих? (Ответы).

Да, слово вызывает к жизни образ. Образ, в свою очередь, связан с чувствами и эмоциями человека. А чувства и эмоции порождают действия, которые проявляются в жизни. Получается такая цепочка:

Слово— образ—чувства—эмоции— действия—жизнь.

— Давайте с вами вместе вспомним, что такое «этикет»?

Этикет (от франц. – etiquette-«ярлык», «этикетка») совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Скажите, пожалуйста, а что такое речевой этикет?

Сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, которые применяются в ситуациях установления и поддержания контакта.

Что необходимо для того, чтобы состоялся разговор или беседа?

(Ответы).

-Подумайте, а что вы понимаете под речевой ситуацией?

-Назовите эти ситуации.

Это ситуации: обращения, приветствия , прощания, извинения, благодарности, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплименты, приглашения, предложения, просьбы, советы и многое другое.

Речевая ситуация:

-Кто? ————- (говорящий).

-Кому? ———— (адресату).

-О чём?————- (тема беседы).

-Где? Когда?———- (В пространстве и времени).

-Почему? —————- (мотив).

-Зачем? ———————(цель).

В речевом этикете используется для определенной цели прежде всего тональность общения.

-Скажите, пожалуйста, в вашем понимании, что такое тональность общения? (Ответы).

— Отчего она зависит? (Ответы).

Тональность зависит от официальности или неофициальности обстановки, степени знакомства, близости общения, личных качеств.

(Торжественно, напыщенно, официально- холодно, фамильярно, дружески, особо тепло).

-С чего начинается любое общение?

Любое общение начинается с приветствия (интонация, улыбка, жесты).

Напишите, пожалуйста, на листочках слова – приветствия.

Слова- приветствия: Слова-прощания:

Здравствуй! В добрый час!

Здравствуйте! Желаю удачи!

Рад вас приветствовать! Позвольте попрощаться!

Добро пожаловать! Счастливого пути!

Я так вам рад! Ну, бывай!

Доброе утро! Счастливо оставаться!

Добрый вечер! До свидания!

Привет! До скорого!

Лёгок на помине! Жму вашу руку!

Приветствую вас! Пока!

Салют! Чао!

Наше вам! Звоните!

Здравие желаю! Спокойной ночи!

Доброго здравица! Всего доброго!

Наше вам с кисточкой! Не поминайте лихом!

Хелло! До завтра!

Сколько лет, сколько зим! Всего!

— Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову здравствуйте. (Здоровье, поздравляю).

-Какие образы возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

— Как меняется человек на это слово? (Ответы).

Обязательно начинайте здороваться с теми светлыми чувствами и образами.

-Давайте с вами вспомним, как мы прощаемся. Назовите слова- прощания.

— В жизни мы часто благодарим кого-то.

-Перечислите, пожалуйста, слова – благодарности.

-А иногда и приходится просить прощения, согласитесь, что признать свою вину достаточно сложно и не каждый это может сделать.

— Какие чувства и образы возникают у вас на эти слова?

— Какой вывод вы сделаете из сказанного?

Слова- благодарности: Слова- извинения:

Благодарю вас! Простите!

Спасибо! Виноват!

Примите мою благодарность! Прошу прощения!

Премного вам благодарен! Извините меня!

Разрешите поблагодарить вас! Примите мои извинения!

Я вам так признателен! Не сердитесь, пожалуйста!

Приношу свою благодарность! Извините меня, пожалуйста!

Нет слов! Простите меня, пожалуйста!

Покорнейше вас благодарю! Приношу свои извинения!

В общении между людьми нет «плохих» или «хороших» людей. Есть только умение или неумение общаться.

А теперь давайте проиграем речевую ситуацию выражения отказа.

– С помощью каких слов можно «смягчить» отказ? (Ответы).

-Назовите речевые формулы в общении:

-с близкими;

-незнакомыми;

-в официальной беседе;

-в дружеской беседе.

3.Заполните, пожалуйста, таблицу:

Нейтральное

Официальное

Разговорное

-Можно к вам!

— Разрешите!

-Не помешаю!

….

-С какой целью вы приехали!

….

….

-Просьба соблюдать тишину!

….

— А сейчас разыграйте маленький диалог. Понаблюдайте, как меняется интонация разговора, словесный состав фраз формулы общения.- Объясните, почему это происходит?

(Выполнить задание вам поможет схема).

— КОТОРЫЙ ЧАС?

— БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ДВЕНАДЦАТЬ.

КТО?__________________________________________________

(вежливый человек, грубый. невоспитанный, стеснительный, мягкий, раздражительный, самоуверенный)

КОМУ?________________________________________________

(незнакомому человеку, сверстнику, приятелю младшему или старшему по возрасту)

ГДЕ?_________________________________________________ (на улице, дома, на уроке, в классе, в школьном коридоре и т. д)

— На что указывает правильное использование речевого этикета?

Да. Имеет прямое отношение к культурному уровню человека.

-Назовите этикетные формулы выражения согласия или «вежливого» несогласия так, чтобы не обидеть собеседника.

*Я не уверен, что это так!

*Не думаю, что это верно!

*Боюсь, что вы не правы!

* Я бы этого не сказал!

* Об этом нельзя сказать с уверенностью!

*Трудно сказать, так ли это!

*Позвольте не согласиться с вами!

*Позвольте высказать своё мнение!

Человек находится в окружении людей.

-Скажите, что такое пространство общения?

Да, важно не только, что ты разговариваешь с собеседником, но и то , на каком расстоянии от него ты находишься.

Американский учёный Э.Холл разработал теорию о пространственных зонах общения.

Общественная (класс, аудитория, собрание).

Социальная ( с посторонними людьми).

Личная (дружеская встреча, приёмы).

Интимная ( радиус – 15 см).

— Напомним вам советы Дейла Карнеги, прочитайте их, советуем…

1. Проявляй искренний интерес к другим людям!

2. Улыбайся!

3.Помни, что для человека звук его имени самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи.

4. Будь хорошим слушателем!

5. Веди разговор в круге интересов собеседника!

6. Искренне давай собеседнику почувствовать его значимость!

Релаксация.

Предлагаем вам заполнить тест.

Тест «» Умеешь ли ты слушать?

Многие из нас не умеют слушать и слышать, что им говорят.

Есть ли у вас такое умение?

Ответь на вопросы этого текста.

1.Не ждёшь ли ты нетерпеливо, пока собеседник закончит говорить и даст высказаться тебе?

2. Не спешишь ли ты принять решение до того, как поймёшь проблему?

3.Не слышишь ли ты лишь то, что тебе нравится?

4. Не мешают ли тебе слушать возникающие по ходу беседы эмоции?

5.Не начинаешь ли ты думать о постороннем, когда говорят другие?

6. Не запоминаешь ли ты вместо основных моментов беседы что-нибудь несущественное?

7. Не мешает ли тебе слушать предубеждение против собеседника или темы беседы?

8. Прекращаешь ли ты слушать, если тебе трудно понять предмет разговора?

9.Занимаешь ли ты негативную позицию, когда слушаешь?

10. Бывает ли , что ты только притворяешься, что слушаешь?.

11. Ставишь ли ты себя на место собеседника, чтобы понять, что заставило его рассказывать это?

12. Учитываешь ли ты, что вы со своим собеседником можете обсуждать один и тот же вопрос с разных сторон?

13.Понимешь ли ты, что для тебя и твоего собеседника слова могут иметь разный смысл?

14.Пытаешься ли ты понять, вызван ли спор различием точек зрения или же разной постановкой вопроса?

15. Когда ты слушаешь другого, избегаешь ли ты взгляда, не смотришь ли в угол или по сторонам?

16.Возникает ли у тебя непреодолимое желание прервать собеседника, сделать за него выводы?

-Если на все вопросы, кроме 11-14, ты искренне ответил «нет», то ты – хороший слушатель. Если у тебя были другие ответы — тебе нужно учиться слушать собеседника!

Открытый финал.

Задумайтесь! Как нужно слушать?

Вопросы текста и были перечнем советов.






See also:
Яндекс.Метрика