Этические занятия с младшими школьниками в группе продлённого дня


Этические занятия с младшими школьниками

в группе продлённого дня

В процессе формирования личности ребёнка воспитание этики поведения имеет существенное значение. Навыки и привычки устойчивы тогда, когда они вырабатываются с детства. Анализ психологии младших школьников и опыт педагогической практики убеждают в том, что для этого возрастного периода уже характерно внимание к нравственной стороне поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка.

Особое значение приобретают те нравственные знания и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому. Это те простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой и формируется система высших нравственных ценностей.

Чем меньше ребёнок. Тем более разнообразными, ненавязчивыми, вплетёнными в общую структуру организации его жизни должны быть методы его воспитания. Они должны органично вплетаться в игру, учёбу, прогулки, в самостоятельные занятия воспитанников. Большие возможности представляются воспитателю ГПД, когда в системе детского досуга продуманно ведутся игровые упражнения и этические занятия с ребятами.

В процессе такой работы происходит постепенное и последовательное развитие знаний, навыков и умений учащихся – от правил культурного поведения, воспитанности к осознанию простых норм нравственности.

Содержанием таких игр и занятий являются этические нормы общения, основы этикета нормы отношений с окружающими.

Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников

Методы убеждения являются наиболее распространенными методами воспитания этической культуры. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения, неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Воспитателю необходимо прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость».

С помощью метода разъяснения ребятам разъясняют нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга.

Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так, в рассказе «Карасик» Н. Носова говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате должен пострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, что поступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечно, все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком и последствиями его. В этом случае происходит не только формирование у детей представлений о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. А это способствует становлению этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносят с понятием «несправедливо», плохо поступил. Формированию этических представлений у детей и воспитанию их чувств способствуют наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Воспитатель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную и классическую музыку, поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное, как упражнение детей в моральных поступках». [16, С.28] Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать так же. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, воспитатель, просматривая дневник говорит: «Вижу, что стал стараться. Я доволен тобой. Молодец!». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, заметив, что ребёнок с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала, можно доверить или подарить ему набор инструментов для обработки природных материалов.

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

При анализе выяснилось, что этическая культура у детей 1-го класса ещё очень слабо проявляется. Конечно, дети пришли в школу, кто из семьи, кто из детского сада. Работа предстоит большая и серьезная. Перебрали все варианты, думая с чего начать работу. Познакомились с работой В.А. Аксенова, кандидата педагогических наук, доцента Ставропольского краевого института повышения квалификации и врача психиатра Л.И. Черная. Это учебно-методическая работа – пособие, редакционно-издательского центра «Развитие». Пособие «Живая этика» содержит новые подходы к воспитанию учащихся, основанное на формировании личностных качеств. На занятиях «Живая этика» ведется разговор достаточно простой: о том, как живется нам в семье, что надо делать, чтобы в семье все было хорошо. Главная же во взаимоотношениях должна быть любовь и забота друг о друге.

Примерные темы для бесед и занятий с воспитанниками.

Беседы на тему: «Этикет»

Портрет культурного человека

Родословная семьи

Мальчики и девочки. Красавец или красавица

Я и моя семья

Семья вместе — и душа на месте

Язык жестов

Доброе слово, что ясный день

«Давайте говорить друг другу комплименты!»

«Ты» или «Вы»

«Вовка — добрая душа»

«Фу» и «Фи»

Младшим школьникам — о добродетелях

Словарь вежливых слов

Беседы на тему: «Взаимоотношения»

На вкус и цвет товарищей нет

Девочки-подружки

Свое дерево

Удивительное рядом

Необычные, загадочные, ласковые, верные

Приглашаем угоститься

Город веселых мастеров

Учимся управлять собой

Правила честного спора

Письмо о людях жителям других планет

Маленький, да удаленький

Страна Справедливости

Твое мнение

Мой дом — моя крепость

«Какая хозяйка, такой и дом»

Где мир и лад, не нужен клад

Беседы на тему: «Правила поведения»

Кому что принадлежит

Мое, твое, наше

В библиотеке

Экологическая разведка

Твои действия

На льду

Вода, вода…

В лес пускают без билета

Настоящие мужчины

Друг в беде не бросит.

«Гость на порог — хозяину праздник»

Подарок другу

Уют






See also:
Яндекс.Метрика