Эти досадные ошибки


Эти досадные ошибки

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя и родители,- это необоснованный пропуск детьми букв. Почему ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но в общем ответ один- несформированность образа слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова — это единство фонематической (как звучит?), семантической (что обозначает?) и графической (как пишется?) природы слова. В идеале перед тем как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам. Таким образом, пропуск возникает по следующим причинам:

-первый раз слышу это слово;

_слово слышал, но не знаю, что обозначает;

-знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным

Игры являются одним из методов формирования образа слова, которые помогают решать проблему пропуска букв. Выполнение заданий занимает немного времени и может проходить на уроке русского языка в качестве лингвистической разминки, минутки отдыха, в качестве творческого задания и на уроке, и дома.

Упражнения разделены на 2группы в зависимости от сложности выполнения: рекомендуем начинать работу с тех заданий, которые выполняются письменно, и постоянно переходить к тем ,которые выполняются устно и требуют мысленного удержания графического образа слова «Магазин»

Задача учеников: «продать» определенные предметы, «рекламируя» их по каждой букве, причем значение слова на отдельную букву должно соответствовать значению слова в целом.

А-ароматный

Р-рубиновый

Б-большой

У-укатить домой

з-звонкий

м-маленький

ы-ы-ы!

ш-шуршит

ь-мягкая шубка

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при общем недоразвитии речи ребенка.

«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. «Складывать можно слова, которые заканчиваются на –ок:грибок,глазок,зубок,подарок,платок,крючок,клубок,замок,венок,утенок,флажок,кружок.

«Складывать» можно слова с абстрактным значением. Можно собирать корзину, коробку, ящик. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»

«Вот перед нами корзина, туда отправляются….» (картина, перина, балерина….) «Вот коробка, смотрим, что там?»(пробка, тропка)

Особенно заметны результаты, если ребенок недописывает слова. Кроме того,задани5е направлено на четкое осознание звуковой структуры слова: ударения, деления на слоги.

Арабское письмо.

Перед выполнением этого упражнения расскажите детям, чем отличается арабское письмо от славянского и европейского. Задача: написать слова, начав с правой стороны строчки, и при этом наоборот, то есть и читаться они должны справа налево. Например, предложение. В океане живет необычная рыба –рыба -еж, написанное «по-арабски»,должно выглядеть так: же –абыр -абыр яанчыбоен тевиж енаеко В.

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и недописывает слова.

«Письмо по-древнерусски»

Перед выполнением упражнения нужно рассказать детям, почему в Древней Руси писали только согласными. Задача: слова записываем только согласными, обозначая гласные точками наверху.

Образец : Отважный Миша бежит от мыши- . т в . ж н . й М . ш. б . ж . т . т м . ш ..

Сразу предлагаем записать это же предложение только гласными –о а ы и а е и о ы и. и делаем выводы о том, какое предложение читается легче (о роли согласных в русском письме)

При выполнений этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети могут писать «по — древнерусски» целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

«Неудачный робот»

Робот запрограммирован так, что он пишет слово не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками.

(Если ученик не дописывает конец слова, ему дают запись только с двумя последними буквами и т. д ). Например слово понедельник: по———-,————де———,————ик.

Так работаем при недописывании слов или при пропуске букв и слогов.

«Словесные цепочки»

Составляем цепочки по последним слогам слов: арбуз – бузина -народ-родник-никель.

Выигрывает тот, кто называет слово последним. Можно поиграть командами, тогда победивший считается та команда, чья цепочка длиннее.

«Словесный мяч или футбол»

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры: один говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего : автобус – слово — окно и т.д.

Говорят слова, перекидывая мяч.






See also:
Яндекс.Метрика