Эссе_60673


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

Слушатель специальных курсов

повышения квалификации ВСЕ – 60

Нежданова Юлия Игоревна

ГБОУ СОШ №125 ЮЗАО г. Москвы

Москва 2012 г

Я поддерживаю идею улучшить нравственное состояние общества с помощью введения нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

В современном обществе царит бездуховность, низкая нравственность, грубость, преступность, алкоголизм, наркомания и многие другие пороки. Все они разрушают человека, общество и государство в целом. Многие люди говорят о разрушении нравственного облика человека, но, к сожалению, только разговоры не могут изменить ситуацию.

В нашем мире страшно жить: страшно идти вечером домой, страшно открыть дверь незнакомому человеку, страшно зайти в метро. Но еще более страшной для каждого человека является мысль, что наши дети будут всю жизнь испытывать чувство недоверия к окружающему миру.

Именно поэтому я считаю, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» является важным моментом для нравственного развития подрастающего поколения.

На ум приходят слова Т. Рузвельта «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

Само школьное образование не гарантирует высокой нравственности. И действительно, в школах сейчас огромное внимание уделяют к подготовке детей к ЕГЭ. Уже в начальной школе начинается работа с тестами, дети с огромным страхом готовятся к проведению независимой экспертизы. И с каждым годом все меньше внимания уделяется нравственному воспитанию школьников. Но ведь общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Эти качества не врожденные, не передаются из поколения в поколение. Есть много примеров, когда дети весьма высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, скромные и с неутомимой страстью к добрым делам.

Нашими чувствами и поступками руководит понятие о долге и чести. Как мы выяснили, первична здесь не природа, а нравственное воспитание, заложенное в самом детстве. Дети получают представления о хорошем и плохом, честном и порочном из множества явлений, из которых складывается наша жизнь. В современном мире существует огромное количество источников информации, воздействующих как позитивно, так и негативно на еще только формирующуюся сферу нравственности школьников. Не все дети могут выделить информацию, способствующую духовному росту.

Я думаю, что изучение курса ОРКСЭ поможет детям получить нравственные знания, информирующие ребенка о нормах поведения в обществе, дадут представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Но основной задачей курса, по моему мнению, показать ребенку, что главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Я думаю, что изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» поможет детям научиться:

Уважать права и обязанности человека.

Поступать по справедливости, в соответствии с понятиями милосердие, честь, достоинство, ответственность и чувство долга, честность, толерантность, представлением о вере, духовной культуре и светской этике, уважать родителей, заботиться о старших и младших

Трудолюбию, творческому отношению к учению, труду, жизни.

Ценностному отношению к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценностному отношению к природе, окружающей среде.

Ценностному отношению к прекрасному, сформируются представления об эстетических идеалах и ценностях.

Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие ученика не только со своим учителем, но взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне группы, класса, а также учебного заведения. Во взаимодействии с «такими же, как он сам» ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. А также взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами учебного заведения, в открытой общественной среде.

Способствуют приобретению школьниками нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной деятельности нравственной деятельности — этические беседы. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Дети активно участвуют в обсуждении проблем, сами приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, а также убеждать своих товарищей. Беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения. Успех беседы во многом зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

Для того, чтобы ребята поделились с педагогом своими мыслями, они должны доверять учителю, любить его. И, конечно же, учителю необходимо проявлять уважение к внутреннему миру ребенка, остерегаться бестактности. Учитель должен помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами ученика, понимать его позицию и связанные с ней чувства. Таким наставником для младших школьников может стать классный руководитель, который находится с детьми бок о бок каждый день, знает каждого ребенка и его душевные переживания.

Проектная работа также является одним из методов духовно -нравственного воспитания школьников. Воспитанию уважительного отношения к человечеству через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий помогают проекты, посвященные знакомству с городами и народами России.

Проекты предполагают совместную работу школьников и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Проектная деятельность объединяет учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности. Проектная деятельность осуществляется в группах, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.

В проектной деятельности у учащихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман. Произведение помогает понять нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, все мы должны помнить: то, что человек воспринял в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к критике,

Учатся осуждать.

Дети, враждою воспитанные,

Знают, как нападать.

Дети, в насмешках выросшие,

Впитывают робость.

Много и часто стыдимые –

С виною своей неразлучны.

Те, кто воспитан терпимостью,

Постигают науку терпения.

Воспитанные ободряющим словом

Умеют верить в себя.

Дети, взращенные похвалою,

Умеют видеть хорошее.

А воспитанные справедливостью

Учат детей доверию.

Дети, воспитанные одобрением,

Живут с собою в ладу.

Одаренные дружбой, душевным теплом –

Находят в мире любовь.






See also:
Яндекс.Метрика