Эссе_41156


Эссе

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Олдингтон Р.

Я учитель начальных классов и от моих действий во многом зависит будущее детей, которые пришли ко мне впервые три года назад. Если «понедельник начинается в субботу», то наше будущее заложено в сегодняшнем дне.

Третьеклассники 2014 года будут активно трудиться в сороковые – пятидесятые годы XXI века. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную…» Некрасов написал эти строчки в стихотворении «Железная дорога» с некой долей иронии. Лично мне хотелось бы этот результат увидеть. Это я и о введении ФГОС и о многом другом. От моих учеников будет зависеть, как назовут XXI век – каменным, золотым, серебряным, атомным, компьютерным или как- то иначе…

Всматриваясь в лица моих учеников, особенно интересно наблюдать за малышами: как они живо на всё отвечают, реагируют, тянут руки, подпрыгивают за партами, хотят отвечать всегда и на все вопросы, расстраиваются, если их не успели спросить. А некоторые, когда их спрашивают, молчат, забывают зачем руку поднимали, может быть, хотели быть как все… Не хотелось бы, как все…

Стулья, столы расставляются по-разному, меняется пространство — дети так знакомятся, учатся работать в группах, в парах… Многим из них придётся прожить вместе целую школьную жизнь. Ведь по школьным коридорам убегает самое счастливое время…

А я хочу воспитывать в них умение быть счастливыми. Какими они будут?! Какие профессии они выберут? Известно, что десять самых востребованных профессий в 2010 году не существовало ещё в 2004. Следующие прогнозы ещё интереснее. По версии Fast Future, определены 20 наиболее востребованных профессий на 2030 год, вот несколько из них в качестве примера:

— специалисты в области производства искусственных частей человеческого тела,

— специалисты в области наномедицины и нановрачи,

— фермеры и производители, специализирующиеся в области производства генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и животных,

— специалисты по управлению старением,

менеджеры и консультанты для пожилых людей,

— специалисты по расширению человеческой памяти и переносу накопившейся в ней информации на другие носители для хранения, специалисты по этике новой науки, решающие этические вопросы в спорных областях исследований (клонирование) и помогающие обществу принимать решения по ним и т.д.

Как достойно принять вызовы времени?!!

Современное общество названо японским социологом И. Араи «самообучающимся обществом». Этот термин определяет особенность начала 21 века, как общества информационного, в котором каждые два года происходит обновление информации. Чтобы не отстать, необходимо учиться на протяжении всего периода активной жизни: это и курсы повышения квалификации, участие в научных конференциях, семинарах, и т.д. Следовательно, образовательным учреждениям надо не давать определённую сумму знаний, а научить школьников и педагогов стремиться самосовершенствованию , находить информацию самостоятельно, т.е. научить учиться.

Значит, современное общество «обречено» на пожизненное обучение и воспитание. Общество, в котором приоритетным становится образование граждан любого возраста, будет вынуждено направлять свои усилия на создание системы элитного образования. В Послании Федеральному Собранию В.В.Путин сказал, что России нужна конкурентоспособная образовательная система» (газета «Известия», 11.05.2006). Возникает вопрос: соответствует ли система образования тем задачам, которые перед ней поставлены или что-то в ней нужно менять?! Безусловно, надо менять. Введение ФГОС, стандартов второго поколения – это частичный ответ на поставленный вопрос. Если информация обновляется с такой быстротой, то и роль учителя должна измениться.

Получить информацию ребёнок сможет и вне школы. Учитель не единственный источник знаний, он кто — гуру, хранитель духовного опыта или поводырь в мире информации?! Какая функция отводится школе?

Прежде всего, это связать полученные знания с жизненным опытом ребёнка основе духовных ценностей. Главное в образовании не простая передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребёнка, его способностей самостоятельно строить траекторию своего развития, контролировать и оценивать свои достижения. Если передача знаний и только знаний в школе обречена на провал, нет смысла забивать детские головы информацией, которая так быстро устаревает. Возникает другой вопрос- что ещё может дать школа, какие ценности, которые не меняются с такой быстротой, вечные. Федеральные государственные образовательные стандарты впервые ориентированы на становление личностных характеристик выпускника и представляют «портрет выпускника» на каждой ступени обучения. Заканчивается период, когда возникали споры вокруг главного вопроса, кто воспитывает. ФГОС ясно определил роль семьи и школы в воспитании ребёнка, также указал те качества, которыми должен обладать человек. Разработчики стандарта утверждают, что стандарт представляет социальный заказ семьи, своеобразный трёхсторонний договор между государством, обществом и семьёй. Это прекрасно, когда объединяются усилия многих.

Самое сложное для меня, как учителя с большим стажем работы при введении ФГОС, – это готовность к работе по новым стандартам . Безусловно, что те 72 часа курсовой подготовки, которые мы прошли, не могут помочь учителю понять и освоить принципы стандартов второго поколения. Предстоит ещё огромная работа по переосмыслению и самообразованию. Сущность современной подготовки состоит прежде всего в развитии творческих способностей самого учителя, формировании потребности к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Каковы же основные цели введения образовательных стандартов?

Обучение и воспитание обучающихся, отвечающих запросам гражданского общества.

Какова основная функция образовательного стандарта второго поколения?

Обеспечение права на полноценное образование — обеспечение посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

Обеспечение единства образовательного пространства страны.

Обеспечение преемственности основных образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Каковы основные отличия стандартов первого и второго поколения?

В целях обучения:

1 поколение-усвоение знаний, умений, навыков.

2 поколение-формирование универсальных учебных действий.

В содержании образования:

1- ориентация на учебно-предметное содержание.

2-включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач.

В организации учебного процесса:

1-учебная деятельность определялась учителем стихийно.

2-создание индивидуальных образовательных программ.

В формах обучения:

1-основная – фронтальная.

2-признание решающей роли учебного сотрудничества.

Что такое «основная образовательная программа» и какова ее структура?

Образовательная программа – это программа деятельности ОУ по достижению

планируемых образовательных стандартов. Включает в себя:

— учебные программы по отдельным учебным предметам;

— программы формирования УУД;

— программы воспитания и социализации школьников;

— система оценивания учебных достижений.

Какие еще требования к образовательным результатам, наряду с предметными требованиями сформулированы в образовательных стандартах второго поколения? В чем взаимосвязь стандартов второго поколения и компетентностного подхода?

Требования к результатам общего образования структурируются по ключевым

задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и

государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные

и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении

обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках

отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения

проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на

базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,

применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем

в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Взаимосвязь – результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Основная особенность подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика заключается в том, что учитель на своём учебном занятии реально включается в процесс взаимодействия с учениками. Нетрадиционная система подготовки позволяет проявлять следующее : самостоятельность, концептуальность, научность и творчество, т.е. осуществлять деятельностный подход для создания условий развития личности каждого ученика с учетом его внутренних ресурсов и возможностей их эффективной реализации.

И мы готовы принять вызовы сегодняшнего дня, мы понимаем, что «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства… »






See also:
Яндекс.Метрика