Эссе по ОРКСЭ


Тема эссе

Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ

Наше общество постоянно меняется, и это неизбежно. Меняемся мы, меняются наши ученики. Появилось много инноваций и в педагогике. Но, как говорится, всё новое – хорошо забытое старое. Взять, к примеру, новые стандарты образования. Нас призывают формировать у обучающихся универсальные учебные действия, различные компетенции. А раньше разве мы не этим занимались? Только терминология изменилась, а суть осталась всё та же. Также и с курсом ОРКСЕ. Когда-то, в царское время, дети изучали Закон Божий. Сейчас существуют Воскресные школы, старшеклассники проходят эти темы на уроках МХК. Мы, учителя начальных классов, тоже на всех уроках сеем «разумное, доброе, вечное». То есть эта работа ведётся, но на другом уровне. То, что нам предлагают сейчас, вызывает некоторые сомнения.

Самое главное условие преподавания модулей ОРКСЭ – это компетентность учителя в данном вопросе. Это сложно. Я считаю, что таким вещам человек учится всю жизнь. Как можно полноценно преподавать историю какой – либо религиозной культуры, если мы свою знаем с натяжкой? Отсюда вывод – преподавать такой предмет должны люди, которые получили образование по этой специальности в ВУЗе. Курсы МИОО, конечно, хорошо, но будет ли этого достаточно?

Вызывает сомнение ещё один вопрос: отношение родителей к данному предмету. На родительском собрании был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур». Это было логично, так как не все семьи исповедают православие. После этого многие родители стали подходить с различными вопросами: Почему целесообразность введение предмета в программу не обсуждалась с родителями, а всё было сделано в приказном порядке? Почему нельзя вести в школе все шесть модулей? Почему дети из православных семей должны изучать другие религиозные культуры? Зачем изучать этот предмет в начальной школе, если потом у них будет курс МХК? Будет ли иметь продолжение этот курс в пятом классе? Были и другие вопросы. Из этого можно сделать вывод, что многое родителям ещё непонятно, и когда дети начнут изучать данный курс, вопросов будет ещё больше.

Есть опасение и по поводу взаимоотношений между учащимися. Раньше вопрос о религиозной принадлежности учеников никогда не возникал, а теперь этого трудно будет избежать. Не вызовет ли это каких-либо трений между детьми? В классе есть дети — иностранцы и дети РФ разных национальностей. Взаимоотношения между ребятами хорошие, никогда не возникало конфликтов на национальной почве, хотя им всегда было интересно, откуда кто приехал, где кто родился. И если все дети прекрасно знают свою родину, то далеко не все знают о конфессиональной принадлежности своей семьи. Я тактично затронула этот вопрос, когда в школе проходила неделя православной культуры, и, оказалось, что дети из Армении, Киргизии, Узбекистана, Осетии не имеют ни малейшего понятия о каких-либо религиозных традициях своего народа. Лучше дело обстоит с православными семьями. Дети смогли включиться в беседу и проявили заинтересованность.

Проблемным для всех учителей начальных классов является и то, что уроки по курсу ОРКСЭ будут проводиться за счёт уроков литературного чтения. Сейчас дети дома читают очень мало. Основное времяпровождение – это компьютер. За два часа в школе невозможно полноценно дать весь программный материал. А ведь в четвёртом классе детям предстоит писать итоговые работы по литературному чтению. А с каким «чтением» они придут в пятый класс? Всё это вызывает определённые сомнения.

Я считаю, что в процессе работы возникнут и другие сложности, но без практики, имея только теоритическую подготовку, трудно сказать, где и на каком этапе они появятся. Есть множество мелочей, на которые нужно обратить внимание, многое учесть.

Мне кажется, что главное в этой ситуации быть очень корректными и не оскорбить религиозных и национальных чувств детей и их родителей. Приведу пример. Недавно подошёл ко мне отец одного ученика. Их семья православная и очень религиозная. Он стал настаивать на том, что изучая религиозную культуру других народов ничего хорошего православным детям дать нельзя. Он был так решительно настроен, что я не стала с ним спорить, а просто напомнила ему сказку «Золотой кувшин», где мусульманский юноша Аскер спас своего отца от смерти, нарушив при этом указ царя, и спросила: «Что Вы имеете против того, чтобы дети послушали эту историю, которая учит любви и уважению к родителям при изучении темы «Семья?». Мужчина задумался, потом сказал, что пожалуй я права. А я подумала: «Сколько таких ситуаций ещё возникнет, и хорошо, если они разрешатся также мирно».

Одна из важнейших задач – сделать новый предмет интересным для детей. Мне кажется, что это возможно. Здесь можно использовать огромное количество различных материалов. Сюда могут быть привлечены шедевры мировой культуры: поэзии, литературы, музыки, архитектуры, живописи, скульптуры и т. д. Здесь можно использовать широкий спектр методов и приёмов работы. Хочется расшевелить ребят, заинтересовать, вовлечь их в творческую работу, спланировать проектную деятельность, реализовать системно — деятельностный подход и т.д., используя при этом и личный опыт учащихся.

Этот курс, помимо своего основного назначения, даёт огромный простор для воспитательной работы. Это воспитание духовно — нравственных качеств, эстетическое воспитание (через красоту картин, музыкальных произведений, красоту природы и т. д.), патриотическое воспитание (через изучение тем о родине, о культуре и традициях разных народов) , формирование таких качеств, как человечность, отзывчивость, сердечность, уважение к другим людям, сопереживание, доброта, умение прощать. Мне нравится, что при этом рекомендуется использовать притчи, сказки, библейские истории и т. д. Я надеюсь, что модуль «Основы мировых религиозных культур» поможет улучшить взаимоотношения между детьми в классе и их отношения с окружающимися, снизит конфликтность, раскроет значимость семейных ценностей, поможет в формировании гражданской позиции и положительных личностных качеств.

В рамках этого курса можно осуществлять интересную экскурсионную работу. Много лет назад я возила класс в Новодевичий монастырь, и до сих пор помню, как горели у ребят глаза. Кстати, особую заинтересованность тогда проявили мусульманские дети. Уже сейчас мы с родительским комитетом составляем план экскурсионной работы на следующий учебный год и планируем организовать экскурсии, которые помогут познакомить учащихся с различными религиозными культурами. Это также является одним из вариантов для привлечения родителей к учебно – воспитательному процессу и формированию их заинтересованности к школьной жизни своих детей.

Большим плюсом модуля «Основы мировых религиозных культур», я считаю возможность показать детям, что общечеловеческие ценности не зависят от религиозной принадлежности человека. Здесь можно провести параллели между основными религиями мира и проанализировать, что есть в них общего и чем они отличаются. Каждая тема в этом модуле будет рассматриваться с точки зрения разных вероисповеданий, а это даёт возможность для взаимопроникновения религиозных культур, национальных традиций. Это поможет формированию у учащихся культурологических компетенций, формированию мировозрения.






See also:
Яндекс.Метрика