Эссе по курсу ОРКСЭ ОПК


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

ЭССЕ

по курсу

Основы религиозных культур

и светской этики (ОПК)

«Григорий Николаевич Журавлёв.

Иконописец или художник?»

Выполнила: Бяшарова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов высшей категории.

Утёвка, 2013 год.

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва…

А.С. Пушкин.

Григорий Николаевич Журавлёв родился в бедной крестьянской семье в 1858 году. Природа над Гришей зло насмеялась. Родился он без рук и без ног. Вернее они были, но не служили ему. Зато та же природа щедро наградила Григория незаурядной памятью и всесторонним талантом, особенно талантом художника. Будучи ребёнком, его часто можно было видеть, как он около дощатых ворот или забора древесным углём в зубах рисовал забавные рисунки. Помог развить ему талант старый учитель, он первым увидел в мальчике необыкновенный дар художника. Вскоре Григорий Журавлёв стал известен не только в своём селе и округе. О необыкновенном художнике стало известно царю Николаю II, и царь вызвал его к себе во дворец.

В 1892 году в селе Утёвка была построена Троицкая церковь. Строилась она по чертежам Григория Журавлёва. Он же создал множество эскизов для внутрицерковной росписи. С огромным трудом, держа кисть в зубах, рисовал на церковных стенах. Так кем же, в сущности, был этот талант-самоучка: иконописцем или просто художником?

После революции Троицкую церковь закрыли. Перед этим в 1916 году умер Григорий Николаевич Журавлёв. Умирал с душевной болью, боясь , что всё им созданное забудется. Церковь ломали, жгли. Переделывали то под гаражи, то под склад. Но она выстояла.

Будучи маленькими детьми, мы пролазили под ворота и, как заворожённые, рассматривали остатки росписи. Сколько любви, тепла, душевной красоты вложено в создание этих икон! Ты словно пришёл в музей. Именно в музей. С самого детства воспринималось это мной так. Лица святых оживали, что-то говорили, куда-то звали. Испытываешь не страх, ни преклонение, а просто чувствуешь красоту, желание художника передать свой внутренний крик души. В этом, наверное, был скрыт смысл его жизни: донести, передать красоту, чтобы его поняли, взяли что-то хорошее для себя. Его картины наполнены каким-то движением, стремлением: летящие ангелы, идущие паломники, посох святого… Когда смотришь на купол церкви, начинаешь непроизвольно поворачиваться, перемещаться. Вся роспись, все показанные эпизоды оживают. Вспоминаются сцены исторических книг, сказок. легенд. Я думаю, что всё это движение потому, что художник не мог сам этого делать. Но делала это его душа. Нельзя не сказать о лицах, а вернее о глазах. Икона «Утёвская Мадонна». «Это и не икона в собственном смысле этого слова. На портрете изображена скорее всего женщина-мать. В этом дивном творении изумляет сочетание красок, глаза женщины-матери и ребёнка. Эти глаза словно живые. В них ясно видна необыкновенная сила ума, неподкупная правдивость, обаятельная простота и душевная скромность». Икона не отпускает от себя, более того, она притягивает своей проникновенностью и тонким лиризмом.

Может быть это были детские чувства, но и по прошествии многих лет они остались. В 1989 году в нашем селе после реставрации открыли храм Святой Троицы. Рассматривая иконы, в душе всплывают знакомые чувства. Вот только глубже понимаешь художника. Превозмогая физическую боль, сжимая зубами кисть, художник творил, нёс людям, дарил. «Он не закопал свой талант, а оживотворил его и принёс на службу своему народу. Люди помнят это». Сала духа этого человека была так сильна, что она превозмогала всё. «Трудно сказать. Что стояло на первом месте – борьба за существование или потребность выразить себя». Мне кажется, это и был смысл его жизни. Григорий Николаевич Журавлёв, преодолевая недуг, отыскал силы, чтобы развить в себе талант, которому суждено остаться в веках. Ведь его работы воистину нерукотворные. Рассказы односельчан, старые записи и газетные вырезки говорят о силе духа, жажде жизни, об удивительном даровании крестьянина из Утёвки. Они живут как легенда. Легенда о русском человеке, не сломленным несчастьем, жёсткостью природы, который сумел подняться до завидных высот художественного искусства.

На мой взгляд, Григорий Журавлёв всё-таки художник. И не потому, что он творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественные произведения, которые можно поставить в один ряд с работами иконописцев с академическим образованием.

Список литературы:

Малиновский А.С. «Радостные встречи», Самарское отделение Литературного фонда России, 1997 г.

Данилов К. «Художник-самородок», газета «Сталинский луч», 17.09.1958 г.

Данилов К. «Письмо из Югославии», газета «Ленинский луч», 25.05.1966 г., № 62.

Куликова Н. «Живая кисть», газета «Волжская коммуна», 19.08.1966 г.






See also:
Яндекс.Метрика