Эссе по итогам мастер-класса


«Мастер-класс как средство трансляции педагогического опыта

в период введения ФГОС»

Вопросы развития образования на сегодняшний день становятся актуальными во всех педагогических сообществах. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.

Исходя из этих направлений, перед начальной школой выдвигается ряд важных задач.

Переход школы на новый ФГОС.  Речь идет об образовательных стандартах нового поколения. Именно новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор новых требований (умение учиться, сформированность компетентностей, возможность выбора занятий учениками, включенность «неаудиторной занятости», предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности и др.)

Меняется и основная направленность школьного образования, которая

заключается в реализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность. Новизну стандарта на процессуальном уровне с точки зрения образовательного процесса составляют три системы требований: к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам их освоения.

Таким образом, в отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований.

Сегодня школа не должна давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются, а должна передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений. А учитель должен быть «актером второго плана», просто находиться рядом с работающими детьми, направлять и развивать способности к познанию окружающего мира, помогать, не привлекая к себе внимания. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта, а не только усвоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Новые социальные запросы, на мой взгляд, определяют целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие такой ключевой компетенции — «научить

учиться».

С изменением задач, будут изменяться и формы, и методы организации учебной деятельности: от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера.

А значит: Новой школе – новый учитель.  Ключевой фигурой Новой школы является учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве. Новый учитель — человек, любящий свою профессию и своих воспитанников.  

В рамках нового подхода к образованию необходимо менять менталитет педагогов. До новых требований у большинства педагогов была одна модель обучения: дети «сидят правильно», внимательно слушают. Педагоги в большинстве случаев не могут расстаться с этой схемой.

Для успешного перехода на ФГОС второго поколения в первую очередь необходимо развитие учительского потенциала:

Модернизация системы педагогического образования, возрастание роли психолого-педагогической подготовки, ИКТ-компетентности;

Развитие сетевого взаимодействия учителей;

Трансляция педагогического опыта;

Постоянное повышение квалификации;

Новая система аттестации педагогических кадров;

Система моральных и материальных стимулов

Пока учимся — мы живем!

А для того, чтобы сегодня педагог стал идеологом направления, способным активно проектировать совместную деятельность с учащимися, готовому к сотрудничеству, открытым для общения, необходимо повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Одним из таких способов повышения своих знаний и умений является трансляция педагогического опыта в форме мастер-класса.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Именно такая трансляция педагогического опыта позволяет увидеть новые технологии обучения в практике. Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Работая с преподавателями курсов ГБОУ ЦПМ, слушатели получают большое количество практических навыков работы. Встреча с опытными педагогами позволяет по-новому взглянуть на свою работу. Тренинги, мастерские, мастер-классы были неотъемлемой частью каждого занятия.

В рамках модуля «Современные формы трансляции педагогического опыта» происходит знакомство с различными формами трансляции опыта педагога. В качестве зачетной работы мною был представлен мастер-класс на тему «Способы работы с информацией на примере деловой игры «Семейный бюджет»». Целью данного мастер–класса было познакомить слушателей с технологией работы с информацией, которую можно использовать на уроках. На занятии были использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, языковые, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.

Введение курса экономики в школьное образование – требование времени и меняющихся условий жизни. Элементарные экономические знания позволяют детям понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие детей, готовят ученика к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через несколько лет, помогают ему определить для себя сферу деятельности в будущем. Несмотря на доступную информацию, освоение этих понятий младшему школьнику дается не просто. Поэтому необходимо применять такие формы и технологии, которые позволят ребенку освоить данный материал.

Для реализации поставленной цели используется технология деловой игры. Сегодня деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. 

В процессе деловой игры «Семейный бюджет» дети делятся на семьи и принимают роли членов семьи. (Можно использовать заранее подготовленные составы семей, где дети сами назначат свои роли.) Для наглядного разделения семей я использовала галстуки разного цвета. Так можно не только подчеркнуть принадлежность участников к разным группам, но и поддержать игровую форму работы.  Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения в настоящей семье. С помощью интерактивной презентации, знакомим с новыми понятиями (бюджет, доход – расход) и терминами (зарплата, пособие, гонорар, кварплата, услуги…). У ребят на столах красочные и понятные раздаточные материалы, которые они заполняют группой. На данном этапе возможно использовать персональные компьютеры детей с презентацией, чтобы каждый мог закрепить новый материал. Затем, получив сумму доходов, каждая семья должна составить свои расходы, учитывая их необходимость и важность. В результате работы учащиеся получают наглядный результат и делают выводы о том, как важно планировать бюджет, какие расходы обязательны, а какие можно использовать по мере необходимости и возможностей, как спланировать накопления на дорогостоящие расходы.

Разрабатывая мастер-класс по данной теме, важно показать ,что главное – в каждом уроке должна быть “изюминка”. Необходимо заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся учащихся.

Одной из таких «изюминок» данного мастер-класса было составление «синквейна» на этапе рефлексии. Это один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. Дети с удовольствием работают над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Такая демонстрация опыта позволяет продемонстрировать комплекс методических приемов, используемых на уроках. В результате дискуссии по результатам нашей совместной деятельности были выявлены положительные аспекты данных технологий, оценены творческие подходы и использование современных ИКТ – технологий. Каждый участник мастер–класса высказался о том, где бы он мог применить данные технологии в своей работе. Были предложены интересные варианты продолжения данной работы.

Работа с профессионалами своего дела дала нам возможность получить так необходимый материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.






See also:
Яндекс.Метрика