Эпоха Петра I


Эпоха Петра I

Цели урока:

Разъяснить учащимися, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.

Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.

Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значений личности в истории.

Тип урока: Обобщения и систематизация знаний.

Способы побуждения интереса: Перспектива (знания нужны для дальнейшего образования), опережающие задания;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Психологический настрой: ответственность, дисциплинированность, уверенность в себе.

Организация внимания: В связи с индивидуальными особенностями учащихся, чтобы сосредоточить внимание для данного возраста необходимо частое переключения.

Средства обучения: наглядные (историческая карта и схемы) и печатно-словесные (учебник, документ).

Оборудование урока:

Карта «Российская империя в первой половине 18 века».

Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.

Выставка книг о Петре и его времени.

Раздаточный материал.

Интерактивная доска.

Тетрадь.

Меловые записи на доске.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

-Добрый день, ребята и гости! Начинаем урок истории. Сначала проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (Готовить вопросы друг — другу.) Проведем игру «Мы — вам, вы-нам».

Давайте, сделаем вывод. Что мы изучили в предыдущих уроках (о Петре, о преобразованиях Петра)? Сегодня мы обобщим пройденный материал. Тема сегодняшнего урока: «Эпоха Петра I».

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- писал о Петре А.С. Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать способных помощников — плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма.

Теперь, давайте, поговорим непосредственно о реформах Петра I. Для этого мы будем работать группами и назначим капитанов. В конце урока капитаны дадут оценку своим подопечным, поэтому следите, кто как отвечает. А сейчас вернемся к теме нашего урока.

Рассказ учителя (на фоне музыки.)

Эпоха Петра Великого — время преобразований, охвативших все сферы жизни страны. Петр действовал очень целеустремленно. Он круто ломал вековые традиции и устои, нередко прибегая к насилию. Самодержавный монарх, строил государство, где все подчинялось его воле. Для него государственный механизм был подобен машине. Он стремился создать четкую систему государственных органов, регламентировать порядок их деятельности.

Петр считал, что все это он делает для блага государства, для народа. Царь торопился, желая скорее увидеть плоды своих трудов. Поэтому в основе многих преобразований лежали исключительно его энергия, ум и воля.

Беседа с учащимися.

Какие преобразований проводил Петр Великий?

в вооруженных силах:

в государственном управлении:

в области экономики:

в области культуры:

в области науки и образования:

Ребята, нужны ли эти преобразований? (Ответы учащихся.)

Слово преобразования мы можем заменить с другим словом? Это слово- реформа. Реформа- изменение в устройстве чего- нибудь, сделанное в целях улучшения; преобразование. (Запись в тетрадях) В старших классах мы часто будем встречаться с этим словом.

Перейдем к следующему заданию.

Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты и имена.

Для контроля деятельности всей администрации, выявления фактов нарушения законов, Петр I ввел должность……………..(генерал – прокурора).

Северная война закончилась подписанием …………………..(Ништадтского мира).

Документ, введенный в XVIII веке и определявший продвижение в службе, назывался — …………………..(Табель о рангах).

Первая русская газета называлась…………………..(«Ведомости»).

Вместе с «Великим посольством» Петр I посетил такие страны, как Голландия,……………..(Англия, Австрия).

Форма правления, сложившаяся в ходе петровских преобразований,- это……………………(абсолютная монархия).

В октябре ………(1721) года Петр I принял титул Отца Отечества,…………………………..(Императора Всероссийского, Петра Великого).

Отгадайте исторические личности.

На экране интерактивной доски появляются портреты известных людей:

Нарышкина Наталь Кирилловна- мать Петра Великого.

Франц Лефорт — швейцарец, друг Петра I.

Александр Данилович Меньшиков – из безвестного паренька превратился в богатейшего человека в России, был самым могущественным человеком после самого царя.

Борис Петрович Шереметев — талантливый военачальник.

Петр I- император России.

Царевна Софья – сестра Петра I.

Работа с документами.

В 1697 г. по Европе проходят странные вести: при разных дворах является русское посольство; в нем его два великих полномоченных посла : один иностранец, женевец Лефорт, другой русский, Головин, в свите посольства удивительный молодой человек, называется Петр Михайлов; он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учиться, работает, особенно морским делом, но ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, понятливость, способности необыкновенные- и этот необыкновенный человек сам царь русский.

-О чем идет речь? (О Великом посольстве)

-Цель посольства?

«Без спросу не говорить, а когда случиться, то должны говорить благожелательно, а не с криком или с задору подобно сумасбродам. Но всё, что им говорить, должно быть правдой истинной, не прибавляя и не убавляя ничего.

Говорить с людьми благочинно, учтиво, вежливо, разумно и немного. Потом слушать и других речей не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё, что достойно, предъявить.

Ежели случиться дело и речь печальные, то надлежит при таких быть печальным. В радостном случае являть себя веселым.

Сам себя много не хвали и не стыди, роду своего и прозвания без нужды не возвышай».

— Из какой книги отрывок? («Юности честное зерцало»)

Решение ребуса.

Каждая группа получает карточки с ребусами.

Должны получаться слова: Указ о единонаследии (1714год)

Табель о рангах

Губернатор

Абсолютная монархия

Соотнесите понятия и их определения.

Самостоятельная работа учащихся (3-5 мин.).

Синод— собрание гостей, бал.

Табель о рангах — основная административно- территориальная единица Российской империи.

Кабинет – исполнительные органы власти, созданные Петром I вместо ликвидированных приказов.

Ассамблея – индивидуальный налог, введенный Петром I.

Губерния – перепись податного населения.

Коллегии – орган исполнительной власти, введенный Петром Великим вместо ликвидированной Боярской Думы.

Подушная подать — лицо, зачисленное на военную службу по повинности.

Рекрут — орган управления церковью.

Сенат — порядок прохождения службы.

Ревизия — личная канцелярия царя.

(Ответы в приложении)

Работа с контурными картами с использованием интерактивной доски.

Учитель раздает группам карточки с заданиями, и после подготовки они выполняют на интерактивной доске.

Обозначьте цветным кантом Россию на 1700 год.

Покажите территорию, вошедшую в состав России по Ништадтскому договору 1721 г.

Работа по индивидуальным карточкам.

Учащимся предлагается карточки с вопросами, и желающие могут ответить.

Например:

Расскажите о строительстве Санкт – Петербурга?

Что было для Петра «дедушкой русского флота»?

Почему Петр I перенес столицу России из Москвы в Петербург?

Где учился император военным и морским забавам?

Объясните выражение «прорублено окно в Европу».

Регентша при малолетних Петре I и Иване…………..(Софья).

«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, зарод свой, за Отечество, за православную нашу веру в Церковь». Кому принадлежат эти слова? Перед какой битвой он обратился к своим?

Заполнение таблицы.

Самостоятельная работа учащихся.

Петровские преобразования.

Направление преобразований

Реформы

В вооруженных силах

В государственном управлении

В экономике

В области культуры

В области науки и образования

Вывод учителя.

Государственные реформы, проведенные Петром I, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд европейских держав. Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова Соловьева о Петре: « То нетленное наследство, которое оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

Капитаны выставляют оценки.

Информация о домашнем задании.

Таблицу заполнить до конца.

Читать дополнительный материал о Петре I и его наследниках.

Приложение к уроку.

Ассамблея — собрание гостей, бал.

Губерния — основная административно- территориальная единица Российской империи.

Коллегии – исполнительные органы власти, созданные Петром I вместо ликвидированных приказов.

Подушная подать – индивидуальный налог, введенный Петром I.

Ревизия – перепись податного населения.

Сенат – орган исполнительной власти, введенный Петром Великим вместо ликвидированной Боярской Думы.

Рекрут — лицо, зачисленное на военную службу по повинности.

Синод — орган управления церковью.

Табель о рангах — порядок прохождения службы.

Кабинет — личная канцелярия царя.






See also:
Яндекс.Метрика