Эпоха Петра I Урок-баталия


Эпоха Петра I

(урок-баталия)

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: урок-игра с использованием ИКТ

Цель урока:

Систематизация знаний учащихся о преобразованиях Петра Великого;

Развитие навыков работы с контурной картой;

Закрепление знаний учащихся по историческим понятиям, событиям Петровской эпохи;

Формирование исторического подхода к событиям

Обучение составлению творческих работ;

Воспитание чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах

Развивающие задачи:

развитие творческого мышления учащихся;

развитие самостоятельности;

развитие умения работать в группе;

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная задача:

Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Индивидуальная, групповая

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, контурные карты, презентация

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами на уроке в игровой форме повторим события истории периода правления Петра I. Мы изучали этот период в течение нескольких уроков и сегодня постараемся систематизировать наши знания.

Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований, в чем вы убедились на прошлом уроке. Вам дается уникальный шанс проверить, готовы ли вы к экспедиции в Море деятельности Петра Великого.

Итак, начнем нашу игру «Морской бой»… посмотрим, что вы усвоили из предыдущих уроков. Вы разделены на 3 команды. Задания вы обсуждаете сообща, решение принимается коллегиально, а отвечает один представитель от команды. За правильный ответ команда получает 1 звезду. За быстроту ответа добавляется 1 звезда. Если ответ неправильный или его нет, то у вашей команды исчезает один из кораблей.

Организация игровой деятельности.

Первый этап. Подготовка к бою. «Птенцы гнезда Петрова».

Когда готовятся к противостоянию, нужно продумать состав команды, подобрать единомышленников. О них и пойдёт речь в нашем первом конкурсе, который называется «Птенцы гнезда Петрова».

На экране демонстрируется слайд №3 с портретами сподвижников Петра под определённым номером. Команды слушают учителя, который читает историческую справку о том или ином сподвижнике Петра и поднимают табличку с соответствующим номером.

Исторические справки.

Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. Был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Как военачальник одержал несколько побед: при Калише, при Лесной. Во времена Прутского похода оставался в Петербурге в качестве наместника, возглавлял деятельность правительства. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрёл огромное влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением, присваивал себе казённые средства и частные имения. (Меншиков 6)

Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру ещё при Алексее Михайловиче. Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Пётр не сразу принял его в круг своих советников, так как он был сторонником Голицына, фаворита Софьи. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Пётр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани, за что пожалован более 2400 дворами с крестьянами. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы во время Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. ( Шереметев. 2)

Родился в Польше. С малых лет оказался пажем у начальника артиллерии Головина, затем перешёл к царскому двору. С 1701 г. Состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведён в генерал-адьютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором сенатом. Благодаря рвению на данном посту, нажил себе много врагов, Получил прозвище «око-государево» (Ягужинский 7)

Является потомком древнего княжеского рода. С малых лет находился при Петре, служил комнатным стольником у малолетнего царевича Петра, был возведён в поручики «потешной Преображенской роты». Участвовал в Азовских походах. Во время Северной войны в 1708 г. Потерпел поражение у местечка Головчина, оставил шведам 7 пушек, за что был разжалован в солдаты. Но за храбрость у деревни лесной восстановлен в чине. Вместе с Шереметевым и Меншиковым, возглавляя русскую армию в 40 тыс. человек, выступил против шведов, осадивших Полтаву. В результате данной операции шведская армия оказалась зажатой между Полтавой и главными силами русской армии. За отвагу под Полтавой получил орден Св. Апостола Андрея Первозванного. (Репнин 0)

Потомок старинного шотландского рода. Жил в России с середины XVII в. был записан в «потешные полки» юного царя Петра. С детства проявил пристрастие к естественным наукам и математике, во время Азовского похода составил карту территории от Москвы до Малой Азии. Организовал навигацкую школу в Москве, где изучалась астрономия, а через несколько лет по его указанию была оборудована первая в России обсерватория. Во время Северной войны помогал организовать артиллерийские войска и был назначен генерал-майором от артиллерии. В 1711 г. Стал начальником артиллерии русской армии, отличился под Полтавой. Был сенатором, президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. Участвовал в подписании Ништадтского мирного договора, за что получил титул графа. (Брюс.3)

Второй этап баталии. «Бунт на корабле» Вступая в войну, необходимо быть уверенным, что у тебя защищённые тылы. Но во времена Петра происходило немало народных потрясений. О них наш следующий этап баталии.

На слайде под номерами перечисляются народные выступления XVII века. Необходимо определить лишнее и, подняв табличку с номером неправильного ответа, устно объяснить, почему вы его считаете лишним.

Третий этап баталии. «Страницы славные сражений» На экране проецируются под номерами события Северной войны в хронологической последовательности, но в хронологии допущены ошибки, необходимо их устранить, подняв номера с несоответствиями.

4. Четвёртый этап баталии. «Петровская виктория»

Но время шло. Москва напрасно

К себе гостей ждала всечасно,

Средь старых, вражеских могил

Готовя шведам тризну тайну.

Незапно Карл поворотил

И перенес войну в Украйну.

Чьи это стихи? Назовите произведение. (А.С. Пушкин “Полтава”).

Полтавская битва (27 июня 1709 г.) — генеральное сражение между русской и шведской армиями в ходе Северной войны 1700 — 1721 гг.)

Полтавская победа оказала решающее влияние на исход Северной войны. После ряда крупных побед русских войск между Россией и Швецией был подписан мирный договор. На карте “Полтавская битва”. Отметьте на карте красным цветом расположение русского лагеря и синим – шведского.

Команды получают контурную схему, на которой командам необходимо за 3 минуты нарисовать расположение войск во время Полтавского сражения. Затем жюри определяет, чья схема была более точной.

Тест по теме эпоха Петра решение Тест по теме эпоха Петра решение

5. Пятый этап. «Учимся на чужих ошибках». Мы с вами говорили о том, что Пётр Великий умел учиться, делать правильные выводы, допуская ошибки. Команды получают сочинение Коли Ошибкина. Ваша задача найти ошибки и исправить их. Команда, закончившая выполнение задания первой зачитывает свой текст. Правильность выполнения задания другими командами проверят мои помощники.

Сочинение Ошибкина Коли по теме «Северная война».

После знакомства с историей Северной войны, могу сказать, что это была самая короткая война. Длилась она всего 21 месяц. Думаю, что поляки и не могли больше воевать с Россией, ведь у нас была такая сильная армия, что русских боялись все.

Правда, в начале войны все складывалось не так удачно, как хотелось. В сражении под Нарвой нам пришлось бежать, но через 5 лет мы её отвоевали. А дальше все происходило так: мы разбили шведов под Полтавой, потом на реке Прут, кстати, там же чуть было не поймали короля Норвегии Карла XII.

А какой для нас был удачным 1720 год. 27 июля российский флот одержал блестящую победу при Гангуте, захватив датские корабли. Это событие решило исход Северной войны. В Финляндии в городе Митаве был подписан Ништадский мирный договор. Мы получили земли по побережью Черного моря, а также 2 млн. рублей. Пусть все знают, что с нами связываться опасно. На этом мое сочинение заканчивается.

А как вы считаете, все ли здесь правильно?

Шестой этап баталии. «Окно в Европу»

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.

И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.

— В отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» рассказывается о важном решении, принятом Петром. Используя карточки с цифрами, покажите год, к которому относится описываемое событие. Назовите, какое же принял решение Пётр I?

Седьмой этап баталии «Лоция преобразований» Победа, одержанная в Северной войне, позволила завершить преобразования в стране. Поэтому наш следующий этап баталии мы назвали «Лоция преобразований».

Командам предлагается кроссворд, который они отгадывают в течение 5 минут.

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

Собрание-бал с участием женщин в домах знати. Были введены и регламентированы в 1718 году Петром I в подражание европейским балам.

Органы исполнительной власти, введённые вместо приказов

Первый музей в России

Духовная коллегия

Высший государственный орган власти, введённый Петром в 1711 г.

Первая печатная газета в России

Статус города Санкт-Петербург, полученный при Петре

Статус России, который она получила после выхода к Балтийскому морю.

1. А

С

С

А

М

Б

Л

Е

Я

2. К

О

Л

Л

Е

Г

И

Я

3. К

У

Н

С

Т

К

А

М

Е

Р

А

4.С

И

Н

О

Д

5.С

Е

Н

А

Т

6.В

Е

Д

О

М

О

С

Т

И

7.С

Т

О

Л

И

Ц

А

8.И

М

П

Е

Р

И

Я

Подведение итогов групповой работы.

Закончить эту часть урока хочу высказыванием историка С.Соловьёва: “Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации…”

А теперь подведём окончательные итоги групповой работы.

Учитель подсчитывает количество правильных ответов и на основании результатов выставляет оценки. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает оценки «5», вторая по количеству баллов команда – оценку «4».

Электронное тестирование. Учащиеся проходят индивидуальное тестирование по 2-м вариантам с использованием ноутбуков. Программа тестирования предполагает введение фамилии тестирующегося, сохраняет результат в памяти, что позволяет проверить его после урока.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме, используя не менее 15 слов.

Литература:

История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах /авт-сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Данилова А.А, Косулина Л.Г. История России. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.






See also:
Яндекс.Метрика