Эмоции и поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Пазарацкас Е.А.

Педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Эмоции и поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Гармонизация эмоционального уровня школьников и педагогов, помощь в стрессорных ситуациях, в разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов, является важной частью в психологической работе направленной на развитие личности ребенка, что в итоге способствует улучшению психоэмоционального состояния, как детей, так и взрослых, работающих с ними.

Как дети с ОВЗ, поступив в школу, реагируют в фрустрирующих их ситуациях, при вынужденной необходимости сдерживать свои эмоции (а именно это им необходимо делать в новой социальной среде)? Чаще всего в трудных для ребенка ситуациях бросается в глаза стандартность, стереотипность его поведения, особенно характерная для школы-интерната. Защитное поведение ребенка зависит от его личностных черт, но если оно проявляется в виде агрессии направленной вовне, это неизбежно порождает сложности в адаптации. Не у всех детей стресс провоцирует агрессию, агрессивно реагируют более возбудимые дети, но именно такие дети становятся «неудобными» в школьной среде. Для тревожных характерно плакать, грустить. Добросовестные дети стараются получить одобрение в обществе, поэтому чаще отрицательные эмоции вытесняют. При вытеснении отрицательных эмоций, они проявляются в моменты внутреннего наивысшего напряжения и часто это отреагирование значительно сильнее стимула. Эмоции проявляются в такой форме, которая не одобряется окружающими взрослыми, а это, как следствие загоняет ребенка в еще больший стресс.

Дети школы – интерната, при теоретических знаниях правил «хорошего» поведения в школе, агрессивно конфликтуют, или погружаются глубоко в свой внутренний мир, до которого потом очень трудно «достучаться».

Ребенок пытается подстраиваться под требования взрослых, но несформированность навыков совладения со стрессом, недостаточный опыт в выстраивании коммуникаций, часто приводит его в состояние фрустрации.

На сегодня уже считается доказанным тот факт, что отрицательное воздействие стресса тем хуже, чем беспомощнее себя ощущает человек в этой ситуации.

В структуре личности детей, воспитывающихся в школе – интернате, можно выделить несколько личностных свойств, которые побуждают их снимать внутреннее напряжение, через усиление экспрессивного поведения (внешнего выражения эмоций). К ним можно отнести напряженность, возбудимость, низкий самоконтроль, склонность к риску, недобросовестность, низкий уровень интеллекта, доминантность. Для детей с такими личностными особенностями, в трудных ситуациях типичны реакции активного протеста: взрывные реакции со вспышками гнева, плача, крика, разрушительными действиями и агрессией, возбуждение с аффективным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно наносящие вред обидчику. При этом агрессия может быть направлена не только вовне, но также и на самого себя.

Помочь детям лучше адаптироваться в социуме, максимально содействовать их психологическому индивидуальному развитию можно только при продуктивном взаимодействии взрослого с ребенком, которое учитывает многие факторы, влияющие на поведение ребенка. Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов работы. Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной, последовательной, целенаправленной работе.

Педагогу важно учитывать причины, порождающие агрессивное реагирование детей, для более полного их понимания. Приведу лишь некоторые факторы, повышающие возможность агрессивного реагирования на стимул, у детей находящихся в условиях эмоциональной депривации (перечисленные ниже факторы, являются результатом психологического наблюдения и психологических бесед с детьми).

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения ребенка, находящегося в условиях эмоциональной депривации:

1.Желание привлечь к себе внимание.

2.Желание занять лидерскую позицию.

3.Агрессивное реагирование, как опыт реагирования, полученный от родителей.

4.Агрессия, как отражение учительской агрессии.

5.Агрессия, как одна из форм общения.

6.Агрессия, как протест.

7.Агрессия, как соперничество.

8.Агрессия (физическая), как компенсация недостатка тактильных ощущений (пример объяснения причины физической агрессии мальчиком, 9 лет, «Я ее люблю…»).

9.Агрессия, как неумение вербализовать свои желания (пример: агрессивно прыгают друг на друга).

10.Агрессия, как следствие вытесненной психотравмирующей ситуации в более раннем возрасте, связанной с физической агрессией, которую испытал на себе «сегодняшний» агрессор, возможно в период адаптации в школе (часто это можно наблюдать в подростковом возрасте).

11.Дезадоптация ребенка в школе способствует формированию агрессии.

12.Вербальная агрессия часто считается нормальной формой общения для детей из асоциальных семей.

13. Агрессия нарастает по мере увеличения физической усталости.

Форма выражения детьми своих эмоций, существенно влияет на их адаптацию в социуме, от этого во многом зависит то, как ребенка воспринимает его окружение. От эмоциональной атмосферы, которая создается в процессе общения детей и взрослых, зависит не только мотивация на развитие себя, как личности, но и психическое здоровье в целом. Дети школ — интернатов, имея ограниченные возможности здоровья, имеют еще и отрицательный социальный опыт. Дети, воспитанные в отвержении, в конфликтах, несправедливо наказываемые и т. д., то есть дети из неблагополучных семей, имеют множество внутренних конфликтов, в основе которого лежит внешний. Важной задачей педагогов и психологов школ является помощь детям в обретении более гармоничного внутреннего мира, повышения их мотивации к личностному росту, в целом улучшение их психического здоровья.






See also:
Яндекс.Метрика