Элементы здоровьесберегающих технологий в начальной школе


Физминутки в начальной школе, как важнейший элемент здоровьесберегающих технологий.

(Составила Рубцова А.М. учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьвка).

В наше время остро встал вопрос о сохранении здоровья детей. Ведущее место сейчас отводится различным здоровьесберегающим технологиям. Частая смена деятельности во время уроков, использование развивающих и познавательных игр, а также физминуток способствуют сохранению здоровья детей. Всё это помогает прививать у детей интерес к учёбе, развивает мышление, устную и письменную речь, позволяет вырабатывать нужные умения и навыки.

Опытный учитель начальных классов никогда не станет пренебрегать физминутами, т. к. они помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным.

Физминутки можно сочетать с различными этапами урока. Например, с закреплением. На математике, где важна каждая минуточка, играем в космонавтов: на доске изображения планет, в кармашках спрятаны карточки, за ними нужно «слетать». Нравится мне использовать пересадки при фронтальной работе с классом, правила просты: ученик, ответивший на вопрос верно, занимает свободное место.

На уроке письма и чтения необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Физминутка для пальчиков так же способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

 

«Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни (смотрят на раскрытые ладони): И вот эдак, и вот так – не обидятся никак (потирают руки) .Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) –Не сидится им опять (встряхивают кистями).Постучали (стучат по столу),Повертели (круговые вращения кистями)И работать захотели (потирают руки).Поработают немножко (хлопают в ладоши),Мы дадим им отдохнуть (складывают ладони вместе) .Постучали (стучат по столу),Повертели (круговые вращения кистью) –И опять пустились в путь (хлопают в ладоши).

Тема урока: «Звук и буква «А»

«А» – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко:Ноги ставит широко.Вот теперь мы дружно встали!Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперед, назад,Повернулись вправо, влево,Тихо сели – и за дело!

(Дети встают и повторяют упражнения.)

Тема урока: «Звук и буква «Б»

«Бабочка»

Спал цветок (сидя за партой, опустить голову вниз,руки на коленях, спина расслаблена) и вдруг проснулся,Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся (руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох), Взвился вверх и полетел. (Встать из-за парты – махи руками.) Солнце утром лишь проснется (плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),Бабочка кружит и вьется. (Маховые движения руками, кружение.)

Игра «Белка»

Ученики говорят хором: Белка сушит сыроежки,Лапкой с ветки рвет орешки.Все запасы в кладовойПригодятся ей зимой.

(По окончании стихотворения игроки бегут по залу и собирают грибы и орешки. Кто больше собрал орешков, тот и выиграл.)

Тема урока: «Звук и буква «В»

«Ветер» – 1

Ветер тихо клен качает (ноги на ширине плеч. Руки за голову), Вправо, влево наклоняет:Раз – наклон и два – наклон, (наклоны туловища вправо – влево), Зашумел листвою клен. (Руки вверх, маховые движения руками.)

«Ветер» – 2

Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо. (Имитируют движения ветра.Наклоняют туловище вправо – влево.) Ветер тише, тише, тише.Дерево все выше, выше!(Выполняют пружинистые приседания.Встают и выпрямляются.)

«Дни недели»

В понедельник я купался(изображают плавание), А во вторник – рисовал(рисование), В среду долго умывался(умывание), А в четверг в футбол играл (бег на месте), В пятницу я прыгал, бегал(подскоки на месте). Очень долго танцевал (кружение, хлопки в ладоши). А в субботу, в воскресенье Целый день я отдыхал.(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Тема урока: «Звук и буква «Г»

«По грибы»

Гриша шел, шел, шел (шаги на месте), Гриша белый гриб нашел (хлопки в ладоши). Раз – грибок,Два – грибоки три – грибок (наклоны вперед, имитация движений грибника), Положил их в кузовок. (шаги на месте.)

Игра «Домик»

Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки птиц и животных: гусей, голубей, собачек. Учитель, проходя мимо каждого ряда, постукивает по парте и спрашивает: «Кто, кто в домике живет?». Дети хором отвечают. Учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза». Гуси выполняют движения. Учитель говорит: «Голуби, помашите крылышками!», «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед!» – и т.д.

Тема урока: «Звук и буква «Д»

«Дождь» – 1

Приплыли тучи дождевые (стоя, руки вытянуть вперед): Лей, дождь, лей! (свободно встряхивать кистями рук.) Дождинки пляшут как живые (продолжать встряхивать кистями, поворачивать ладони вверх – вниз): Пей, рожь, пей!И рожь, склонясь к земле зеленой,Пьет, пьет, пьет.А теплый дождь неугомонныйЛьет, льет, льет.

«Дождь» – 2

Дождь! Дождь! Надо намРасходиться по домам! (Шаги на месте.) Гром! Гром! Как из пушек!Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.) Град! Град! Сыплет град!Все под крышами сидят. (Приседания.)Только мой братишка в лужеЛовит рыбу нам на ужин. (Шаги на месте.)

Тема урока: «Звук и буква «Е»

«Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами над головой.)Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка за коленками.)Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо». Если нравится тебе, и другим ты покажи. (Притопы ногами.)Если нравится тебе, то делай все. (Прыжки на месте.)

Тема урока: Звук и буква «Л»

– Гуси, гуси! (Дети бегут по кругу, размахивая руками, словно крыльями.) – Га, га, га!– Хорошо вам?– Да, да, да!– Ну, летите веселейНа лужок, да поскорей! –Прилетели, пошагали (ходят),Травку клювом пощипали (наклоняются вперед), Крыльями взмахнули (махи руками),Шею потянули. (Потягивание шеи, грудь вперед.)

Тема урока: «Буква «О»

Игра «Потешка»

Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический и речевой слух.Играющие стоят по кругу и перекатывают обруч – это буква о – от одного к другому: одно перекатывание на одну строку. Тот, на ком закончилось перекатывание, должен быстро назвать слова со звуком о. Если ученик не смог назвать слово, то он на время выбывает из игры. Вариант: назвать слово со звуком о в начале, середине и конце слова.

Не по тропе, а околоКатилось и охало.«О» охало, «О» окалоНе на тропе, а около.

Тема урока: «Звук и буква «Х»

Игра «Хомка»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука «Х».(Учащиеся стоят парами в кругу. Ведущий читает стихотворение, ученики за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста.)

Хомка-хомка, хомячок –Мягкий серенький бочок.Хомка раненько встает,Щечки моет,Шейку трет,Подметает Хомка хаткуИ выходит на зарядку.Раз, два, три, четыре, пять –Хомка хочет сильным стать!

Ведущий указывает любую пару, в ней один убегает, другой догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а позади стоящий игрок убегает.

Тема: Звук и буква «Ч»

Игра «Ча-ча-ча»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука ч; развитие слухового внимания.Ученикам предлагается набор слогов: ча, чу, оч, чо, чи. Дети разбиваются на две команды, берутся за руки и становятся в шеренгу друг напротив друга.

Первая команда произносит:«Ча-ча-ча-ча!».Вторая команда произносит:«Наша печка горяча».Первая: Чу-чу-чу-чу!Вторая: На ракете я лечу!Первая: Оч-оч-оч-оч!Вторая: Наступила ночь.Первая: Чо-чо-чо-чо!Вторая: Что-то давит на плечо.Первая: Чи-чи-чи-чи!Вторая: Испекли мы калачи.

Затем участник 1-й команды разбегается и пытается разорвать цепь 2-й команды. Если ему это не удается, то вторая команда выполняет роль первой.

Тема урока: «Звук и буква «Щ»

Игра «Варим щи»

Цель: выработка умения подбирать слова с заданным звуком.Двигательная задача: развитие скоростных способностей.

Ведущий.

Давай сегодня сварим щи!Слова такие отыщи,Чтоб в каждом Было щей немножко.Уже кастрюля на плите!Берите буквы только те,Что смотрят из лукошка.

Ученики выстраиваются в две шеренги, по команде ведущего добегают до лукошка с буквами, поднимают букву и громко называют слово с буквой щ, затем бегут обратно в команду, становясь в конце шеренги. Следующий игрок выполняет то же, что и предыдущий. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

«Два щенка»

Цель: закрепление в речи звука щ, развитие общей моторики.

Два щенка щека к щекеЩиплют щетку в уголке. (Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.) А у щетки половой Палка есть над головой. (Руки поднимать вверх и соединить над головой.) Палка – щелк щенков сплеча! (Хлопок по плечам.) Два щенка ушли, пища. (Обойти вокруг парты и сесть на место.)

МАТЕМАТИКА

«СКОЛЬКО НАС ОСТАЛОСЬ?»

Учитель вызывает к доске нескольких детей. Они становятся лицом к классу и пересчитываются, называя порядковые числительные. Класс называет количество детей у доски (например 6). Шестой возвращается на место со словами: « Шестой ушёл, осталось …. Класс дружно отвечает: « осталось 5 человек». « Пятый ушёл, осталось…»

«ЗА КАКИМ ЧИСЛОМ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙКА?»

На наборном полотне ставятся цифры 1-9, но не по порядку. За одной цифрой (она перевёрнута обратной стороной) ставится рисунок зайца. Предлагается расположить числа по порядку и узнать, за каким спрятался зайка.

«СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ НЕ ВИДНО?»

У меня всего 8 карандашей. Два из них в руке. Остальные в коробке. Сколько карандашей в коробке?

«ХВАТИТ ЛИ?»

а) Десяти ученикам 8 стульев?

б) Пяти мальчикам 9 пар варежек?

«ПРОВЕРЬ НЕЗНАЙКУ»

Учитель пишет на доске, допуская ошибки в примерах. Предлагает учащимся найти ошибки, которые сделал Незнайка. (Например 6+1= 8; 5+2=10).

«ЭСТАФЕТА»

Ученики делятся на две группы. На доске написаны примеры в два столбика по

Количеству детей в команде. Игра начинается по команде учителя. Каждый ученик решает один пример и передаёт мел следующему. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.

«ТОРОПИСЬ, ДА НЕ ОШИБИСЬ!»

Учитель на доске пишет примеры, а учащиеся на листе ответы.

«ЛУЧШИЙ СЧЁТЧИК ЛЕТИТ В РАКЕТЕ».

На доску прикрепляется три ракеты. По команде учителя дети начинают решать примеры с доски. Первые три ученика, кто быстро и правильно решит все примеры, красиво их запишет- победители.

«НЕ ЗЕВАТЬ»

Учитель пишет на доске или показывает на карточке число, а дети должны быстро назвать второе, которое вместе с данным образует сумму 10.

«КУПИТЕ ШАР У БУРАТИНО»

На доску прикрепляется рисунок. В руках у Буратино шары разного цвета, на обороте каждого шара — пример. Ученик выходит к доске, берёт понравившийся шар и решает пример. Если ответ верный – шар куплен, если нет – шарик остаётся на месте.

«КТО, КАК?»

У стола учителя стоит ученик лицом к доске. Классу даётся пример или задача.

Ученики считают, поднимают руку. Учитель показывает, кому следует отвечать, и этот ученик, не вставая с места, называет ответ. Ученик, стоящий у доски, должен определить, кто и как ответил. Например: «Дима Иванов ответил правильно».

«ВЕРНО, НЕВЕРНО»

Даётся задача или пример. Ученики считают. Вызывается ученик для ответа. Ученики, у которых такой же ответ, поднимают руки, у которых другой ответ — закрывают уши, в знак того, что они не желают слушать неправильный, по их мнению ответ.

«КТО БЫСТРЕЕ СОСТАВИТ БУКЕТ».

Вырезать из открыток изображения цветов. На обратной стороне приклеить карман, в котором лежат записанные примеры. Вызываются два ученика. Каждый берёт из кармашка пример и решает его. Затем берёт следующий и т.д.

Побеждает тот, кто за определённое время решит без ошибок больше примеров.

«ОТВЕЧАЙТЕ ВДВОЁМ»

Даётся пример. Ученики считают. Вызванный ученик называет десятки числа, а ученик, сидящий рядом, единицы.

Пять малышек-медвежатМама уложила спать. Одному никак не спится,Скольким сон хороший снится?

* * *

В хоре семь кузнечиковПесни распевали. Вскоре два кузнечикаГолос потеряли.Сосчитай без лишних слов,Сколько в хоре голосов?

* * *

Ёжик по грибы пошёл,Десять рыжиков нашёл. Восемь положил в корзинку,Остальные же — на спинку.Сколько рыжиков везёшьНа своих иголках, ёж?

* * *

Три ромашки – желтоглазки,Два весёлых василька Подарили маме дети.Сколько же цветов в букете?

* * *

Группа малышей — утятПлавать и нырять хотят. Шесть уплыли далеко,Два нырнули глубоко.Сколько же утят в пруду?Сосчитать я не могу.

* * *

Забежал щенок в курятник,Разогнал всех петухов. Три взлетели на насест,А один в кадушку влез,Два — в раскрытое окно.Сколько было их всего?

* * *

Ветер дунул — лист сорвал.И ещё один упал, А потом упало пятьКто их может сосчитать?

* * *

Дружно муравьи живутИ без дела не снуют. Два несут травинку,Три несут былинку,Пять несут иголки.Сколько их у ёлки?

* * *

В кузове моём лежатДва опёнка, пять маслят, Пара рыжиков румяных.Сколько всех грибов, ребята?

* * *

К нам весна давно пришла.Всем зверькам вставать пора Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулисьТри пушистых медвежонка,Два малюсеньких ежонка,Толстячок – бурундучокИ весёлый барсучок.Подсчитайте всех зверей,Да при этом поскорей!

* * *

Подогрела чайка чайникПригласила восемь чаек: — Приходите все на чай.Сколько чаек?Отвечай!

* * *

Как-то вечером к медведюНа пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой»,Волк с плутовкою лисой.А медведь никак не могРазделить на всех пирог.От труда медведь вспотел-Он считать ведь не умел!Помоги ему скорей –Посчитай-ка всех зверей.

* * *

На большом диване в рядКуклы Танины стоят. Две матрёшки, БуратиноИ весёлый ЧипполиноПомоги ТанюшкеСосчитать игрушки.

* * *

Посадила бабка в печьПироги с капустой печь Для Наташи, Коли, ВовыПироги уже готовы.Да ещё один пирогКот под лавку уволок.Да в печи четыре штуки-Пироги считают внуки.Если можешь – помогиСосчитать им пироги.

* * *

Лебеди у нас в прудуЯ поближе подойду. 9 чёрных, белых 5Кто успел их сосчитать?

* * *

Белка, ёжик и енотВолк, лиса, малышка крот Были дружные соседи-На пирог пришли к медведю.Вы ребята, не зевайте:Сколько всех зверей, считайте.

* * *

Как-то раз в лесу густомЁж построил себе дом. Пригласил лесных зверей.Сосчитайте их скорей:2 зайчонка, 2 лисёнка,3 весёлых медвежонка,2 бельчонка, 2 бобра-Называть ответ пора.

* * *

Как-то раз в лесу густом,Под берёзовым кустом, Собрались грибы лесные,Все красавцы удалые.Ученик, ты не зевай,И грибы скорей считай:5 груздей и 5 волнушек,5 лисичек, 5 горькушек.Кто ответить нам готовСколько же всего грибов?

* * *

Шесть весёлых медвежатЗа малиной в лес спешат, Но один малыш усталОт товарищей отстал.А теперь ответ найди:Сколько шишек впереди?

* * *

Две весёлые мартышкиПокупать ходили книжки И купили книг по пять,Чтобы было что читать.Только глупые мартышки Сосчитать не могут книжки.

* * *

В воздухе кружатИ в ухо мне жужжат 2 жука и 2 пчелыМухи 2, 2 стрекозы,2 осы, 2 комара.Называть ответ пора.

* * *

Именины у синицы:В гости прибыли друзья- 3 весёлых воробья,3 вороны, 3 сороки,3 стрижа и дятлов – 3.Сколько всех их?

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

У каждого ученика в конверте лежат картинки, изображающие такие предметы, как луна, рама, нора, лиса, волк.

На доске напечатаны в два столбика слова в разном порядке.

1 столбик: луна, рама, нора, лиса, волк.

2 столбик: нора, лиса, рама, волк, луна.

Детям предлагается разложить картинки по вариантам так, как даны слова на доске.

* * *

У каждого ученика в конверте 6-8 картинок, изображающих различные предметы, Ученики должны составить слова (названия) изображённых предметов из разрезной азбуки.

* * *

В конверте лежат картинки, изображающие предметы: мак, дом, роза, барабан.

Слова, называющие эти предметы разные по слоговому составу.

Детям предлагается разложить картинки в следующем порядке: сначала те, у которых названиями предметов являются односложные слова, затем двусложные и трёхсложные.

После этого дети составляют названия предметов из разрезной азбуки.

* * *

Из вложенных в конверт картинок отобрать только те, на которых изображены домашние животные и птицы, посуда, мебель, инструменты и т.д.

Детям предлагается подписать буквами из разрезной азбуки названия изображённых предметов.

* * *

Из вложенных в конверт картинок отобрать те, в названиях которых больше букв, чем звуков.

Буквами из разрезной азбуки подписать названия изображённых предметов.

* * *

Какими буквами или звуками различают следующие пары слов: флаги-фляги, плот-плод, суп-зуб.

* * *

Какую букву надо заменить в слове «кость», чтобы получить название желанного в доме человека (гость).

* * *

В процессе урока в качестве поощрения ученикам учитель выдаёт буквы за хорошую работу. Например: м, о, л, о, д, ц, ы.

В конце урока ученики с буквами выходят к доске и на наборном полотне составляют слово. Остальные хором читают его.

Сурики и сурок.

Зевнул наборщик на работе И вместо И поставил О Поймёте вы, когда прочтёте,Что получилось из того.Маляр повесил кисть на гвоздь,Глядит – пред нимНе кисть,А кость.В ведреНе сурик,А сурок,В углу не веник,А венок.

Какие буквы перепутал наборщик?

* * *

Кто найдёт слово?Вёз водитель в магазин Много мётел и корзин.Как приятно было ЗинеВместе с ним сидеть в ка ……..(бине)

По дороге наша Машенька идётЗа верёвочку козу она ведёт, А прохожие глядят во все глаза:Очень длинная у девочки ко …….(са).

Филиппок за окунькомВ речку лезет босиком. Очень хочет ФилиппокОкунька поймать в са ……..(чок).

Какие слова нашли?

Сколько в них слогов?

* * *

Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Найди в стихах 7 сочетаний.

Озеро.

Чуть колыша камыши.Дремлет озеро в тиши, Отраженья в нём живутТучи в озере плывут,Бор сосновый, как живой,Дремлет книзу головой.

Щука.

Щука в речке жила,Щёткой воду мела, Щи варила для гостей,Угощала пискарей.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ.

Знай, сверчок, свой шесток.

Сама не ест, и мне не даёт.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Как глядишь, так и видишь.

Изверишься в алтыне – не поверят в рубле.

Два раза не умирать, а раз не миновать.

Железом хлеба добывают.

Семейная кашка гуще кипит.

И пчела летит на красный цветочек.

Ворон за море летал, умней не стал.

Наши пряли, а ваши спали.

Глупой птице свой дом не мил.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Шаловливая овца — волку корысть.

Невеличка капля, а камень долбит.

Булат железо и кисель не режет.

Ал цвет мил на весь свет.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика