Элементы самостоятельных работ на уроках географии


Районное методическое объединение « Школа молодого учителя». МБОУ Кожевниковская средняя школа №1.

Дементьева Наталья Владимировна – учитель географии

( январь 2013 год).

Представление опыта работы по теме:

«Приемы организации самостоятельной работы на уроках географии».

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Д.Пойа.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Идут изменения в теории и практике учебного процесса, важной составляющей являются личностные взаимоотношения между учителем и учеником. Существует принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

География – интересная наука, она привязана к Природе, к жизни на Земле, к тому, что знакомо и интересно. Для того чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся и помочь раскрыть свой потенциал, используются различные виды практических заданий, самостоятельных работ (это могут быть и натуральные объекты, изобразительные, экранные пособия, учебная книга, заполнение таблиц, различные презентации, сообщения, тесты и т.д.). В ходе работы вырабатываются различные навыки и умения (мыслительные, информационные…).

В своей педагогической работе я использую следующие виды работ. Например: 1)Найдите соответствие:

А) лес 1)ковыль

Б) степь 2)мох

В) тундра 3)береза.

2)Сравните и найдите сходство и различие. Здесь могут быть природные зоны, животные, растения, почвы, материки, страны и т.д.

3) Определите, о чем идет речь:

А) Аляска, Сомали, Юкатан…

Б) Черное, Карское, Лаптевых…

В) Франция, Италия, Россия…

4) Разделите на смысловые группы: Волга, Ямал, Уральские, Эвены, Енисей, Алтай, Буряты, Кольский…

5) Вставить пропущенные слова:

Россия находится на материке (…), ее омывают воды (…) океанов, крайняя западная точка России называется (…) и т.д.

6)Составить вопросы: к тексту учебника, сообщению, просмотренному сюжету…

7)Составить кроссворд, филворд, по изученной теме.

8)Подготовить презентацию, викторину на заданную тему.

9)Решение различных задач практических ( рассчитать температуру, давление…), логических (например: к чему приведет строительство плотины, нефтепровода в каком то месте…)

10)Найти ошибку или что-то лишнее в тексте или перечне слов.

11)Проанализировать текст, стихотворение, фильм с точки зрения географа.

12)Определить по описанию страну, регион, природную зону, явление природы…

13) Определить, верны ли утверждения (произносятся утверждения, а учащиеся определяют и ставят: (+) или (-), да или нет.

14)Составить по прочитанному тексту план-конспект, схему, таблицу, разбить текст на части и озаглавить.

15)Найти в тексте то явление или процесс, который посмотрели в видеофрагменте или изображен на картине.

16) Словарные диктанты, цифровые по изученным темам, например: 40000 -? (длина экватора), 1-? (спутник Земли).

17)Групповые работы. Класс разбивается на группы у каждой группы свое задание по изучаемой теме, в течение некоторого времени оно выполняется, а затем озвучивается и у класса формируется целостное представление (можно использовать при изучении материков, районов…).

Вот некоторые виды работ, которые я использую в своей деятельности. Самостоятельные работы могут быть рассчитаны на весь урок или занимать какую-то часть. Все они направлены на то чтобы, научить детей самостоятельно мыслить, действовать организованно, отдавая себе отчет в результате своей деятельности, лучше усваивать знания, приобретать умения, развивать максимум инициативы.






See also:
Яндекс.Метрика