Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе


Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе

Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например: 1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка); 2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка); 3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба). Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи. Педагогу с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей. Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например «п» – «б», «с» – «ш», «л» – «р». Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое). Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук «з» – с комаром, звук «ж» – с жуком, звук «ш» – с сердитым гусем, звук «р» – с мотором машины и т. д. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха — ветерком. Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей. Приведем пример использования игровых методов при работе над согласным звуком (на примере изучения буквы «р» и соответствующих ей звуков «р» и «рь». 1) Артикуляция звука.- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”! 2) Узнавание звука в словах.Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками «р» и «рь», поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова. 3) Шутки-чистоговорки: Ря–ря–ря – синие моря; рю–рю–рю – репу я варю; арь-арь-арь — новый букварь; ри–ри–ри – горят фонари; ре–ре–ре – санки на горе; орь–орь–орь – у Андрюши корь; ра–ра–ра – высокая гора; ро–ро–ро – новое перо; ру–ру–ру – коза грызет кору; ры–ры–ры – летят комары; ор–ор–ор – у Ромы топор и т.д. 4) Скороговорки:Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.Проворонила ворона вороненка.Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка. Образец работы над дифференциацией звуков «л» — «р«, «ль«-«рь» : 1) Выделение звуков «л» — «ль», «р» — «рь». Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.) — Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки «л» — «ль», «р» — «рь». 2) Шутки-чистоговорки:Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у Лены перо; ал-ар-ал — темный подвал; ри-ри-ри — купили сухари; ли-ли-ли — мы улицу мели; ре-ре-ре — метель в январе; ле-ле-ле — катались на осле. Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах. 3) Работа над предложением. Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо… 4) Скороговорки.Лара у Вали играет на рояле.Морская волна сильна и вольна.Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король-орел, орел-король. 5) Определение слов со звуками «л» — «ль», «р» — «рь» в тексте.Дети слушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками. «Лыжи»Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело. «Верный друг.»Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.






See also:
Яндекс.Метрика