Элементы Арт-педагогики в организации учебно – воспитательного процесса


Элементы Арт-педагогики в организации учебно – воспитательного процесса.

О.А.Земцова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»

Работая в школе, находящейся не в самом благополучном районе, уже с начальной школы сталкиваешься с понятием социальная и педагогическая запущенность. И причины почти всегда одинаковы: алкоголизм родителей, обнищание или неспособность (физическая или психическая) воспитывать своего ребенка, низкий уровень образования и образованности родителей. Да и адаптация к школе у современных детей (особенно «домашних») проходит тяжело. На первых порах требования классного руководителя вызывают естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Дети быстро утомляются, отвлекаются, жалуются на состояние здоровья.

Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения «требует от педагогов и руководителей органов образования глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса». Чтобы подход был «глубокий и вдумчивый», педагогу необходимо подобрать такие методы и приемы работы, которые в полной мере позволят реализовать задачи по воспитанию и социализации личности ребенка регламентируемые ФГОС.

Среди многообразия подходов, средств, технологий в обучении и воспитании интересна система педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании – это арт-педагогика. Еще Л.С. Выготский писал «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике».

С элементами арт – педагогики работаю первый год. Арт-педагогика направлена на развитие детей средствами искусства и художественно-творческой деятельности. Педагогическая система арт-технологий позволяет «без насилия над ребенком корректировать просчеты воспитания и негативные черты его личности» (Клемяшова Е.М.). Значимое место в арт-технологиях, направленных на нравственное самосовершенствование школьников, занимает формирование положительного отношения к себе, преодоление эмоциональной закрепощенности, неуверенности в своих возможностях. Это обусловило использование элементов арт-педагогических технологий в процессе обучения и воспитания.

Арт-педагогические методики используют в основном вне уроков и за рамками основных образовательных программ, но учитывая новые подходы и требования к результату образования и воспитания, допустимо и правильно введение элементов арт-педагогических методик на уроках технологии, литературного чтения, классных часах.

На уроках технологии дети работают с пластичными материалами, в процессе лепки из пластилина, глины они избавляются от гиперактивности, страхов, утомляемости. А музыкальное сопровождение позволяет создать свой неповторимый образ. Темы занятий могут быть разнообразными: «Фантастическое животное», «Кактус», «Мой страх», «Моя семья», «Я в школе». Хорошо дополняют такие уроки классные часы, которые проводятся по комплекту сценариев, под авторством Т.Н. Максимовой и Н.Н. Дробининой, переработанному и дополненному в соответствии с ФГОС. Очень нравятся детям игры на доверие: «Эмпатия», «Групповой рисунок», «Рука к руке», «Как в зеркале», «Психологический портрет», «Самый-самый». Дети, имеющие определенные поведенческие и эмоциональные нарушения, а также проблемы в обучении, раскрываются на таких занятиях. У слабоуспевающих учеников создается ситуация успеха, необходимая для приобретения уверенности в собственных силах, возникает положительное отношение к учебной деятельности.

Помимо этого в своей работе использую музыкально-терапевтические приемы, такие как: музыкальная медитация, релаксация под музыку. Дети, без энтузиазма посещающие уроки, под влиянием музыкальных образов начинают с увлечением играть, творить, взаимодействовать. Они сравнивают музыку со своим состоянием, свободно танцуют, выполняют зарисовки, самовыражаясь и раскрепощаясь, настраиваются на творческий лад.

Многообразие методов и приемов арт-педагогики сложно освоить за короткое время, но даже на данном этапе можно говорить о её влиянии на негативные черты личности ребенка, она позволяет развить эмоциональную сферу, образное мышление, творческий потенциал ученика. Формирует коммуникативные умения, доброжелательность, чувство защищенности, радости, успеха. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). А в целом происходит личностный рост и активная социализация ребенка.

Список литературы:

Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.

 Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. — Сб. статей и научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 2002.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений — М. : Academia, 2001.






See also:
Яндекс.Метрика