Электронные учебники в системе Занкова


Доклад

По теме: « Роль электронных учебников в системе образования Л.В. Занкова

для реализации требований ФГОС»

МО начальных классов

Учителя Богдановой И.В.

МОУ лицей «Экос»

г. Новоалександровска

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период.

В истории человечества было две культурно-исторические эпохи, которые вызвали существенные изменения в системе образования: аграрная и индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную культуру, предъявляющую другие требования к выпускнику школы. По существу, любая трудовая деятельность современного человека сводится к умению всесторонне работать с информацией. Это, в свою очередь, требует гибкости мышления, умения быстро и ответственно принимать оптимальное решение из многих альтернатив, а также высоких коммуникативных навыков, умения вести диалог, толерантности по отношению к иному образу мыслей, поведению и мнению.

В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .

Поскольку осознание этого является необходимым условием успешной реализации Стандарта, рассмотрим взаимосвязи всех трех групп требований.

При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы положение о том, что цель обучения − развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ребенка к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п.,

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее.

Одним из продуктов для формирования УУД у уч-ся являются электронные учебники

Работа с электронным учебником

предоставляет учителю:

оптимизацию времени на подготовку и проведение урока;

систему контроля знаний учащихся;

сетевое взаимодействие с учениками своего класса в режиме онлайн;

возможность реализовать уровневую дифференциацию обучения за счет

привлечения дополнительных материалов, позволяющих удовлетворить потребности учеников с разным уровнем освоения учебного материала;

возможность создания собственных коллекций электронных ресурсов, личных материалов (изображения, текстовые файлы, презентации и пр.)

Образовательному учреждению и управлениям образования гарантирует:

содержание учебников соответствует ФГОС;

все учебники прошли апробацию в российских школах;

доступность: цена электронного учебника равна цене печатного;

лицензионную чистоту

Особенности и возможности цифрового образовательного ресурса:

– легкая современная инновационная подача материала;

– методически выверенный контент, расширяющий основное содержание

учебника, для лучшей подготовки к уроку;

– экономия времени на поиск дополнительной информации в Интернете;

– возможность контролировать уровень знаний;

– цветовые, текстовые, звуковые решения, информационная

насыщенность экранов соответствуют эргономическим требованиям,

-учитывают возрастные психолого-педагогические особенности учеников;

– удобный, интуитивно понятный пользователям интерфейс;

– наличие инструментария для контекстного поиска по учебнику.

Цветовые, текстовые, звуковые решения, информационная насыщенность экранов соответствуют эргономическим требованиям, учитывают возрастные психолого-педагогические особенности учеников.

Интерфейс электронного учебника удобен в работе, интуитивно понятен. Мы видим страницы знакомых нам занковских учебников, но снабженные дополнительной разметкой – в тексте и на полях.

Разработчики предоставили педагогам и ученикам разнообразные возможности навигации по учебнику (можно переходить к нужному материалу через интерактивное оглавление или через функцию «переход к странице», можно через просмотр в режиме «плитка» выбрать ту или иную страницу, можно воспользоваться функцией поиска – и нужное вам слово или понятие, упоминаемое в учебнике, будет найдено).

Большую ценность имеют прикрепленные к учебникам методические материалы, которые расширяют их основное содержание.

Создатели ЭУ дополнили и расширили материал галереями изображений, аудио- и видеозаписями, записями экспериментов и опытов, интерактивными картами и панорамами, ссылками на разнообразные научные и образовательные сайты (в том числе, на «Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов», «Каталог электронных образовательных ресурсов», «Электронные образовательные ресурсы»).

Электронный учебник способен стать важным средством достижения наглядности в обучении. Он позволяет значительно расширить количество объектов для наблюдения, разнообразить их. Дети могут совершить виртуальную экскурсию в музеи России, поработать с интерактивными картами, послушать записи голосов поэтов и музыкальные фрагменты и т.д. Изображения, помещенные на страницах учебника, увеличиваются по клику мышки, позволяя подробно рассмотреть их детали.

Созданные специально для электронных учебников тестовые задания позволяют на более высоком уровне реализовать задачи текущего тематического контроля. Тесты уже прикреплены к главам и параграфам в соответствии со структурой учебного материала. Учитель имеет возможность использовать интерактивные упражнения в качестве домашнего задания для учеников.

Выполнение интерактивных заданий дает ученикам дополнительное эмоциональное подкрепление. Результаты выполнения заданий фиксируются и хранятся в базе данных, просмотреть их можно в окне «Мои результаты».

Создатели снабдили страницы электронного учебника дополнительным методическим комментированием текста. При нажатии на размеченные элементы возникают всплывающие окна, которые содержат толкование непонятных слов, подсказки, дополнительные вопросы или комментарии по ходу изложения материала.

У учителя и ученика есть возможность и самому дополнять учебник разнообразными материалами, используя окно «Мои материалы». Эта функция позволяет прикрепить к любой странице учебника текстовые файлы, презентации, рисунки и другие материалы, созданные пользователем или найденные им в интернете. Кроме того, пользователь может создать заметку-комментарий к фрагменту текста или сделать закладку на нужной странице.

Пользователь может выбирать один из режимов просмотра (например, режим «разворот», наиболее похожий на привычный бумажный учебник, или просмотр одной страницы на экране), может просмотреть учебник в режиме «плитка», который представляет страницы учебника в виде миниатюр, а может просто увеличить или уменьшить масштаб. Таким образом, электронный учебник гибко подстраивается к удобному для пользователя режиму просмотра.

В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Большую ценность имеют прикрепленные к учебникам методические материалы, которые расширяют их основное содержание.

Создатели ЭУ дополнили и расширили материал галереями изображений, аудио- и видеозаписями, записями экспериментов и опытов, интерактивными картами и панорамами, ссылками на разнообразные научные и образовательные сайты (в том числе, на «Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов», «Каталог электронных образовательных ресурсов», «Электронные образовательные ресурсы»).

Электронный учебник способен стать важным средством достижения наглядности в обучении. Он позволяет значительно расширить количество объектов для наблюдения, разнообразить их. Дети могут совершить виртуальную экскурсию в музеи России, поработать с интерактивными картами, послушать записи голосов поэтов и музыкальные фрагменты и т.д. Изображения, помещенные на страницах учебника, увеличиваются по клику мышки, позволяя подробно рассмотреть их детали.

У учителя и ученика есть возможность и самому дополнять учебник разнообразными материалами, используя окно «Мои материалы». Эта функция позволяет прикрепить к любой странице учебника текстовые файлы, презентации, рисунки и другие материалы, созданные пользователем или найденные им в интернете. Кроме того, пользователь может создать заметку-комментарий к фрагменту текста или сделать закладку на нужной странице.






See also:
Яндекс.Метрика