Элективный курс_7503


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия. (Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ века.)

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.

Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» составлена для 5 классов. Программа курса рассчитана на проведение 34 занятий.

Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-х классов являются учебные пособия: Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. 5-6 кл.; И.Ф. Шарыгин, Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл.

Необходимость выделения геометрического материала в самостоятельную линию объясняется, прежде всего, уникальными возможностями, которые предоставляет изучение пропедевтико-геометрического курса для решения главной цели общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Цели курса:

создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

максимальное развитие познавательных способностей учащихся;

показать роль геометрических знаний в познании мира;

развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.

Задачи курса:

целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического (в том числе креативного); развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе и за счет привлечения исторических сведений);

формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса);

формирование готовности к изучению систематического курса геометрии

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ:

осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов

усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях

научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира

усвоить практические навыки использования геометрических инструментов

научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство

уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге

В результате изучения курса учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.

УМЕТЬ:

строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки.

1

Пространство и размерность. Мир трех измерений. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч.

1

Угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы.

1

Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба.

2

Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Практическая работа “Куб”.

2

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа “Паркеты на клетчатой бумаге”

2

Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.

1

Конструкции из треугольников. Флексагон. Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник. Практическая работа “Треугольник”.

2

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения.

2

Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы.

2

Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса.

2

Правильные многогранники. Формула Эйлера.

1

Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион.

2

Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины.

2

Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур.

1

Площади фигур. Практическая работа “Площадь”.

2

Объемы тел. Практическая работа “Объемы”

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси.

2

Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач.

2

Задачи со спичками.

1

ИТОГО:

34

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с

3. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.

4. Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.

5. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.

6. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 1994

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.






See also:
Яндекс.Метрика