Элективный курс Увлекательный английский


Пояснительная записка.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Концепция модернизации российского образования нацеливает на подготовку разносторонней личности, ориентированную на социальную адаптацию в обществе, самосовершенствование, самореализацию. Меняется и статус иностранного языка. Усиливается его значение как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, как средство устного и письменного общения между представителями разных народов и культур и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Развитие творческой личности становится предметом мысли каждого современного учителя. Требуется усиленно работать над повышением коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствованием их филологической подготовки, учить каждого ребенка усваивать, преобразовывать и использовать все знания, умения и навыки в практической деятельности. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением учился, видел плоды своего труда и мог их оценить. Иностранный языки — средство, а не цель, поэтому он лучше всего усваивается не тогда, когда его специально учат, а когда им естественно пользуются — либо в живом общении, либо погрузившись в занимательное чтение. Как свидетельствуют данные анкетирования обучающихся (Практическая часть) существует определённая потребность в расширении знаний об англоговорящих странах, культуре, выдающихся людях, а содержание образования не позволяет в полной мере удовлетворить эти запросы. Таким образом, возникает противоречие между содержанием обучения и потребностями учащихся, что и обусловило актуальность данного элективного курса. Новизна заключается в том, что занятия курса способствуют снятию указанного противоречия через знакомство с литературным наследием Великобритании и Америки и изучением произведений англоязычных авторов. Следует отметить, что, что в ходе изучения элективного курса обучающиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка; знакомятся с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языка, в том числе и с использованием новых информационных технологий; развивают понимание важности изучения иностранных языков; учатся проявлять толерантное отношение к проявлениям другой культуры. Элективный курс содержит конкретные темы, рекомендует последовательность их изучения, а также языковой материал с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Материал курса рассчитан на то, что обучающиеся девятого класса улучшат знания в области лексики и грамматики английского языка через чтение. Кроме этого, у обучающихся будет развиваться языковая догадка. Тематика курса имеет литературоведческую направленность. Компактность и умеренная сложность языкового материала делают его доступным. Задания построены таким образом, чтобы в обсуждении проблемы участвовали все обучающиеся, так как учитывается степень их подготовленности и уровень знаний, начиная с простых заданий к более сложным.

Цель курса — введение учащихся в мир литературно-художественной культуры Великобритании и Америки, знакомство с классическими произведениями разных эпох и литературных направлений; социокультурное развитие обучающихся, развитие их творческого потенциала.

Задачами данного курса является дальнейшее развитие у учащихся следующих умений:

читать оригинальную художественную прозу, используя разные типы чтения — изучающее, ознакомительное, поисковое, а также чтение текста с детальным пониманием прочитанного;

обсуждать тематику художественного произведения и поднятые в нем автором проблемы;

высказать свое отношение к прочитанному и анализировать информацию, заложенную автором в тексте литературного произведения;

совершенствовать языковые навыки учащихся;

реализовывать межпредметные связи и повышать уровень общей культуры и образованности учащихся, расширять их кругозор;

повышать мотивацию к овладению иностранным языком.

Поурочные задачи элективного курса.

Образовательные задачи – ознакомление с многообразием стилей и своеобразием некоторых английских и американских авторов, их влиянием и значением в мировой художественной литературе. Совершенствование навыков чтения с пониманием основного содержания текста, чтения с извлечением необходимой и интересной информации, чтение с полным пониманием текста. Продолжается работа над совершенствованием навыков говорения: на основе текстов английских и американских авторов учащиеся учатся высказывать своё мнение, делать анализ текстов, героев и их характеров, обсуждают авторов и их произведения. Развитию навыков письма служит необходимость вести записи при подготовке к анализу текста, его героев, обсуждению основной идеи произведения.

Развивающие задачи – развитие учащихся происходит постоянно по мере знакомства с новыми понятиями, связанными с историей, географией, литературой и культурой английского и американского народа, что служит развитию воображения, творчества, мышления и самостоятельности учащихся;

Воспитательные задачи –воспитание уважительного отношения к культуре, истории, языку других народов, осознание того, что это часть мировой культуры, истории человечества.

Элективный курс «Увлекательный английский» отвечает требованиям программы по английскому языку, предназначен для учащихся 9-х предпрофильных классов, рассчитан на 17 занятий — по одному занятию в неделю. Материал предназначен как для самостоятельной работы, так и для работы в классе.

Данный элективный курс позволяет использовать как традиционныезанятия, так и занятия -погружение в учебный материал, дискуссию, презентацию.

Межпредметные связи: в процессе изучения курса учащиеся знакомятся с исторической обстановкой и событиями того или иного исторического периода, когда жил и творил тот или иной автор, окружающей его природой, традициями английской литературы.

Для реализации элективного курса следует использовать личностно – ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе.

алгоритм действий:• чтение художественной литературы с анализом отдельных аутентичных отрывков;• перевод отрывков произведений на русский язык;• поисковая работа ;• интерпретация текстов, высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов, участие в дискуссии;• выразительное чтение, декламация, подготовка и участие в викторинах, проектах, конкурсах.

Перспективным направлением в разработке методики преподавания данного элективного курса представляется использование приемов технологии развития критического мышления.

По окончании курса учащиеся должны:

иметь представление об английской и американской литературе;

владеть техникой перевода, адекватно переводить отрывки произведений изучаемых авторов; уметь пересказывать отрывки из тестов, вести беседу, аргументировано отстаивать свое мнение в обсуждении, драматизировать понравившиеся диалоги.

Учебно-методический план элективного курса.

п/п

Тема

Тип занятия

Количество занятий

1

Американский английский: особенности возникновения и употребления.

Метод чтения Ильи Франка.

Алгоритм

действий работы с текстом.

Лекция

1

2

Увлекательное чтение…Хитрости адекватного перевода.

Погружение в учебный материал

1

3

Как хорошо вы знаете Шекспира?

Обзор (презентация)

1

4

«As you like it»

by W. Shakespeare

Погружение в учебный материал

1

5

Лексико-грамматические упражнения

Совершенствование ЗУН

1

6

О.Генри

Обзор (презентация)

1

7

« The Gift of the Magi ».

Погружение в учебный материал

1

8

Лексико-грамматические упражнения по рассказу

Закрепление

1

9

O. Wilde

Обзор (презентация)

1

10

The nightingale and the rose

Погружение в учебный материал

1

11

Лексико-грамматические упражнения

Совершенствование ЗУН

1

12

M. Twain

Обзор (презентация), с элементами театрализованных постановок

1

13

«A dog and three dollars»

Дискуссия

1

14

Лексико-грамматические упражнения

Закрепление

1

15-17

«Я узнал, прочитав…».

Зачёт.

Защита творческих работ.

3

Структура и содержание курса.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов:

— наглядно-иллюстративный;- проблемно-поисковый;- коллективное осмысление;

В элективном курсе «Увлекательный английский» содержится пять разделов, каждый из которых призван решать конкретную практическую задачу. Выполнение содержания раздела ведёт учащихся от понимания основных особенностей того или иного вида деятельности к продуктивному применению. Раздел 1 расширяет знания учащихся о видах и методах чтения, способах перевода. Разделы 2-5 побуждают к активным действиям: чтению, совершенствованию лексико-грамматических знаний, сбору и обработку информации. Последний 6 раздел –творческий отчёт.Формы работы — индивидуальная, парная, групповая. Самостоятельная работа обучающихся представлена в виде дискуссий, обсуждений, презентаций.Формы контроля за уровнем достижений учащихся. Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оценивается по последнему продуктивному заданию, которым завершается практическая ступень элективного курса в виде творческого отчёта «Я узнал, прочитав…».Оценивание происходит в виде – «зачёт» «незачёт».

Методические рекомендации.

Работа над реализацией элективного курса основывается на личностно–ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе и технологии развития критического мышления через чтение. Одной из основных характеристик технологии развития критического мышления является наличие трех стадий в процессе работы над информацией: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. Применение различных приемов способствует актуализации знаний и постановке учеником собственных целей обучения на стадии вызова; обеспечивает получение новой информации и корректировку поставленных целей на стадии осмысления; стимулирует размышление и рождение нового знания на стадии размышления. Для эффективной реализации технологии в рамках курса разработан комплекс заданий (Практическая часть), который состоит из упражнений для проверки понимания прочитанного и развития речевых навыков. Основными целями заданий является развитие критического мышления учащихся, понимание содержания прочитанного, обогащение словарного запаса учащихся и развитие навыков письма. В ходе выполнения упражнений совершенствуются грамматические навыки чтения, письма, говорения.

Алгоритм работы:

1. Антиципация (предвосхищение) содержания текста на стадии вызова посредством различных приемов: составление кластера, ответы на вопросы-предположения, создание рамки рассказа.

2. На стадии осмысления

а) изучение материала чтения: аудирование с различной стратегией (с опорой на текст и без опоры), изучающее чтение; б) закрепление материала: лексико-грамматические задания, упражнения на развитие умений монологической речи с применением приемов РКМ: заполнение и составление таблиц, « Why» (« Почему»), «Кто? Что? Где? Когда? Почему?».

3. На стадии рефлексии обсуждение прочитанного в различных формах с применением полученных знаний на основе приемов написание эссе, творческих презентаций

4) Контроль изученной темы: выполнение заданий.

Занятие 1. Учитель знакомит учащихся с программой элективного курса, с какими английскими и американскими авторами и их произведениями. На этом занятии определяют роль и место английского языка в системе языков мира. Учащиеся получают памятки, в которых знакомятся с методом чтения Ильи Франка, а также памятки с алгоритмом действий работы с текстом. Учитель предлагает поделиться, кто и что читал из зарубежной литературы.

Занятие 2.На этом занятии обучающиеся погружаются в капризы и прихоти перевода с английского языка. Увлекательное чтение…Хитрости адекватного перевода. Учащиеся работают с отрывком из произведения о. Уайльда The Canterville Ghost (Кентервильское привидение). Можно использовать сайт для получения большого объёма информации http://www.franklang.ru Илья Франк. Авторский метод чтения.

Занятие 3. Обучающиеся вспоминают, что им известно об одном из самых знаменитых писателей мировой литературы – В. Шекспире, факты биографии, произведения, герои. Путешествие по родному городу В. Шекспира – Страдфорду-на-Эйвоне. Экскурсия по дому-музею В. Шекспира. Шекспир – драматург. Театр «Глоб». История театра на сцене которого В. Шекспир начал свою карьеру, где ставились его пьесы.

Занятие 4. На занятии читается «As you like it». Обсуждается: в чем красота и замысел произведения, смысл, значение.

Занятие 5. Обучающиеся совершенствуют лексико-грамматические навыки, выполняя упражнения. Учитель раздаёт заранее приготовленный материал с упражнениями.

Занятие 6. Знакомство с биографией и творчеством О.Генри. Учащиеся также принимают активное участие в подготовке, работа в группах в компьютерном классе. Итог – презентация.

Занятие 7. На этом занятии читается « The Gift of the Magi ». Тема любви, преданности, доброты в отношениях героев.

Занятие 8. Обучающиеся совершенствуют лексико-грамматические навыки, выполняя упражнения по заранее приготовленному материалу.

Занятие 9. Знакомство с биографией и творчеством Оскара Уайльда, его сказками, пьесами. Ум и мудрость О. Уайльда в афоризмах.

Занятие 10. Прославление красоты. Восхищение бескорыстием, добротой и щедростью. Реалистичность. Контрастность. Чтение «The nightingale and the rose».

Занятие 11. Обучающиеся совершенствуют лексико-грамматические навыки, выполняя упражнения. Учитель раздаёт заранее приготовленный материал с упражнениями.

Занятие 12. Знакомство с биографией и творчеством М. Твена. Обзор. Презентации.

Занятие 13. Чтение и обсуждение. «A dog and three dollars». В чём смысл…

Занятие 14. Обучающиеся совершенствуют лексико-грамматические навыки, выполняя упражнения. Учитель раздаёт заранее приготовленный материал с упражнениями.

Занятие 15-17. Итоговые занятия. Творческие работы. Зачёт.

Перечень учебно-методического обеспечения. Данная учебная программа по английскому языку для 9 предпрофильного класса разработана:

Автор

Название

Издательство

Год

1

Примерная программа основного общего образования. Английский язык

2004

2

Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н

«Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2–11 классов общеобразовательных учреждений»

Титул

2009

Наименование учебно-методического комплекса для реализации учебной программы для обучающихся

Автор

Название

Издательство

Год

В.Д.Рыжков

«Английский язык в увлекательном чтении» 2 издание

«Янтарный сказ» Калининград

2007

В.Д.Рыжков

«Английский язык в увлекательном чтении» 3 издание

«Янтарный сказ» Калининград

2008

С.И. Тобольская

Капризы и прихоти английского языка

«Лицей»

Саратов

2007

Курс прошел апробацию в 9 классе в 2008-09 году на базе МБОУ «Кулаевская СОШ», доказал свою эффективность. Опыт работы представлен и рассмотрен на заседании КМО и РМО учителей иностранного языка Пестречинского района РТ.

Список литературы для учителя:

Журналы “Speak out” 1999-2005 гг.

« Руководство по Английской и Американской литературе» Составитель О. В. Зубанова.

«Хрестоматия по английской литературе» Составители А.М. Сохань и Т.Д. Антонова.

В.Д.Рыжков «Английский язык в увлекательном чтении» 2 издание, 3 издание, 2007, 2008 гг.

С.И. Тобольская «Капризы и прихоти английского языка», 2007г.

Интернет – сайты :english-globe.ru , englishschool12.ru, homeenglish.ru, ru.wikipedia.org

Содержание.

№ п/п

Оглавление

Страницы

1

Титульный лист.

1

2

Пояснительная записка.

2 — 3

3

Учебно-методический план.

4

4

Структура курса.

5

5

Методические рекомендации.

5-7

6

Перечень учебно-методического обеспечения

7

7

Наименование учебно-методического комплекса

7-8

8

Список литературы

8

9

Компьютерная презентация к программе элективного курса

10

Практическая часть

Практическая часть.

п/п

Содержание.

1

Раздел 1.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика