Элективный курс Рекреационная география 8 класс


Управление образования администрации Курагинского района муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рощинская средняя общеобразовательная школа №17»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО председатель ШМС директор школы

учителей истории Н.В. Мазурова Н.И. Козликина

и географии

рук. ШМО Н.М. Бочкарева

протокол № от протокол № от протокол № от

Программа курса по выбору

«Рекреационная география»

Учебный курс для учащихся 8 класса.

Учитель географии

МБОУ Рощинская сош №17

Курагинского района

Ломова Галина Геннадьевна

Рощинский 2013

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Рекреационная география предназначена для учащихся 8 классов.

Курс рассчитан на 17 часов и является дополнением к учебному курсу географии России за 8 класс, что способствует более глубокому изучению рекреационных ресурсов России, так как на эти темы отводится недостаточно времени по учебному курсу.

Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).

ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха. Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

Для изучения ТРС требуются совместные усилия медиков, экономико и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе при изучении курса «География России». Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении потребностей человека – потребностей в отдыхе, восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподаваемого курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведение практикумов, семинаров.

Цель курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

Задачи курса:

— Углубление и расширение знаний при изучении географии России. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

— Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

— Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

— соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;

— виды рекреационной деятельности;

— главные рекреационные районы России;

— главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

— использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

— давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута;

— создавать туристические маршруты.

Содержание курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

— анализ географических карт;

— анализ статистических данных;

— подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;

-создание презентаций.

Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной и групповой.

Учебно-тематический план

тема

часы

лекции

Практ.

Семин.

Форма контроля

1

Введение

1

1

2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки.

2

1

1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

3

Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии

9

6

3

Самостоятельная работа, участие в семинаре

4

Рекреационные ресурсы мира

2

1

1

Самостоятельная работа, практическая работа

5

Участие школьников в рекреационных исследованиях

2

2

Практическая работа

6

Итоговое занятие

1

итого

17

Содержание курса

Тема №1

Введение

Тема №2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (2 часа)

Лекция. Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация.

Виды туризма.

Тема №3

Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (9 часов)

Территориальные рекреационные системы (1 час)

Рекреационные ресурсы Центральной России (1 час)

Рекреационные ресурсы Севера России (1 час)

Рекреационные ресурсы Северного Кавказа (1час)

Рекреационные ресурсы Урала (1 час)

Рекреационные ресурсы Западной Сибири (1 час)

Рекреационные ресурсы Восточной Сибири (1 час)

Рекреационные ресурсы Дальнего Востока (1 час)

Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час)

Тема №4

Рекреационные ресурсы мира (2 часа)

Главные рекреационные районы мира и их характеристика (1 час)

Практическая работа

Разработка туристического маршрута.

Тема №5

Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа)

Практическая работа

Обоснование выбора маршрута с целью спортивно – оздоровительного путешествия.

Выявление рекреационных ресурсов и территорий своей местности.

Литература

1. Алисов Н. В., Хореев Б. С. – Экономическая и социальная география мира – Москва, 2000 г.

2. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. — М.: «Финансы и статистика»,2000.

3. Кондратович Н.А.«Курорты: Энциклопедический словарь» — М.: Советская энциклопедия,2002.

4. Курашова С.В, Л.Г. Гольдфайля, Г.Н. Поспеловой. «Курорты РФ» – М.: Государственное издательство медицинской литературы,2001.

5. Постановление правительства РФ от 20 октября 1994г. №1180 «вопросы Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму».

6. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1996г. №101 «О федеральной целевой программе «Развитие курортов федерального значения»».

7. Родионова, Буканова – Экономическая география, 2000 г.

8. Федеральный закон от 23 февраля 1995г. №26-ФЗ «О природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

9. Чижевский А.Е. «Я познаю мир: География» — М.: Фирма «Издательство АСТ’’»,1999

Календарно-тематическое планирование

Кол-во

часов

Тема

Понятия

умения

Дата

1

1

Введение

Тема №2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (2часа).

Соотношение понятий «отдых» и «рекреация».

Виды рекреационной деятельности

2

1

Понятие о рекреационной географии.

3

2

Виды туризма

Тема №3

Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (9 часов).

4

1

Территориальные рекреационные системы

Знать главные рекреационные районы России, экологические проблемы районов.

Уметь пользоваться картами, путеводителями.

5

2

Рекреационные ресурсы Центральной России

6

3

Рекреационные ресурсы Севера России

7

4

Рекреационные ресурсы

Северного Кавказа

8

5

Рекреационные ресурсы

Урала

9

6

Рекреационные ресурсы

Западной Сибири

10

7

Рекреационные ресурсы

Восточной Сибири

11

8

Рекреационные ресурсы

Дальнего Востока

12

9

Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС

Тема №4

Рекреационные ресурсы мира (2 часа)

13

1

Главные рекреационные ресурсы мира и их характеристика

Знать главные рекреационные ресурсы мира

Показывать их на карте

14

2

Практическая работа №1

Разработка туристического маршрута.

Тема №5

Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа)

15

1

Практическая работа №2

Обоснование выбора маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия

Знать рекреационные ресурсы своего края, района.

16



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика